Линзаматы наступают на магазины оптики

Автор фото: global look press

Участники вендингового рынка находят новые ниши. В Петербурге создают сеть автоматов по продаже линз.

Компания "ООО "Вендито" установила 10 линзаматов в крупных торговых центрах Петербурга: "Атмосфере", ТРК "Озерки", "Заневском Каскаде" и других. В течение 2 месяцев их число будет увеличено до 50. В установку вложено более 10 млн рублей, стоимость одного автомата составляет около 200 тыс. рублей. Кроме автомата вложения понадобились в создание программного обеспечения, систему контроля, видеонаблюдения, сигнализирующую об ударе. Внутри автомата встроен GSM-модуль контроля и учета, который позволяет, сидя в офисе, отслеживать в онлайн-режиме все, что происходит внутри аппарата. В течение 2012 г. компания установит около 100 автоматов, всего планируется установить 300 линзаматов, которые, по мнению компании, обеспечат потребности города.
Чтобы продажа линз через автомат была рентабельной, необходимо, чтобы через каждый автомат продавалось 100 упаковок линз в месяц, средняя стоимость упаковки - 1 тыс. рублей. "Есть линзы, которые используют раз в день, раз в 2 недели и раз в месяц. Это тоже товар народного потребления", - говорит Андрей Беляев, генеральный директор ООО "Вендито". По его cловам, преимущество линзаматов в том, что они работают круглосуточно, отсутствует контакт с продавцом. Помимо торговых центров компания планирует установить их в магазинах "у дома". Линзаматы вслед за интернет-магазинами потеснили традиционный формат продаж линз в оптиках. В Петербурге работают 50 интернет-магазинов по доставке линз, объем продаж самых крупных из них составляет 1,5 млн рублей в месяц.
На интернет-магазины сейчас приходится около 30% от общего объема продаж линз. "Такую же долю в перспективе займут автоматы, продажи через автоматы все шире", - говорит Андрей Беляев. Например, 300 линзаматов работают в Москве, около 100 - в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Кроме Петербурга компания "Вендито" намерена развивать это направление в регионах. Сейчас каждый линзамат продает 56 видов линз. "Мы проанализировали статистику продаж крупных дистрибьюторов и интернет-магазинов и выбрали те позиции, которые покрывают 80% продаж", - рассказывает Андрей Беляев. Кроме обычных линз автомат продает и цветные, а также растворы для их хранения.
Компании пытаются расширить ассортимент товаров, продаваемых через вендинговые автоматы. Например, в Москве установят в метро автоматы по продаже красной икры. Правда, пилотные икроматы пока представлены в основном там, где сосредоточена обеспеченная покупательная аудитория: в здании мэрии Москвы, деловом комплексе "Москва-Сити" и так далее. Также автоматы уже продают в Москве сырники и йогурты. В Петербурге предприниматели из НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" начали установку автоматов по продаже снеков и безалкогольных напитков на остановках. Первые две остановки нового типа появятся в марте 2012 г. Объем рынка вендинговой торговли в России оценивается в $1,5 млрд (без платежных терминалов).