Оборот городской индустрии услуг для детей превышает 800 млн рублей в год

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Вслед за ростом числа новорожденных (скачок в 1,4 раза с 2005 по 2010 год) в Петербурге разрастается и рынок услуг для детей – частные детские сады, репетиторы, гувернеры и няни, оздоровительные центры и др.

Находясь в декретном отпуске, менеджер по закупкам крупной сетевой компании нашла идею для своего бизнеса: вложив порядка 150 тыс. рублей, она открыла школу по обучению плаванию детей младшего возраста. Бизнес-леди планирует построить сеть филиалов.
До того как организовать свое дело – школу по обучению плаванию детей от 3 месяцев до 6 лет, Татьяна Пензина работала менеджером по закупкам в продуктовой сети "Полушка". В 2008 году, родив ребенка и находясь в декретном отпуске, она нашла идею для своего бизнеса, которую ей продиктовали собственные потребности.
Началось все с того, что Татьяна хотела обучить трехмесячную дочь плаванию и столкнулась с массой проблем, которые стали еще очевиднее, когда она родила второго ребенка. По ее мнению, услуги специалиста на дому стоят дорого – от 1,5 тыс. рублей за выезд.
В поликлиниках есть бассейны для младенцев, но специалисты там ничего не объясняют, они скорее следят за тем, чтобы никто не утонул. "Кроме того, хотелось плавать вместе с ребенком. В школе, куда я ходила на бэби-йогу, были курсы по обучению своих детей, и я решила освоить все сама", – рассказывает она.
Молодая мама закончила курсы по британской методике в Москве, которые организует образовательная школа из Кембриджа, специализирующаяся на детском плавании. В общей сложности на обучение было потрачено около 100 тыс. рублей.
Для того чтобы тренировать своего ребенка и плавать вместе с ним, Татьяна, собрав несколько молодых мам на несколько часов, арендовала бассейн и показывала основные упражнения, как научить детей держаться на воде, нырять. "Прибыли это не приносило никакой, мы несли расходы на аренду, приходилось иногда даже доплачивать из своего кармана, если кто-то не пришел", – вспоминает предприниматель.
Чтобы сэкономить, она разместила объявление на родительском форуме, количество желающих заниматься резко возросло, и Татьяна Пензина решилась на этом зарабатывать.
В феврале 2011 года она оформила ИП, договорилась об аренде бассейна на Крестовском острове, закупила на 30 тыс. рублей оборудование (матрацы, плавающие игрушки и т.д.), разместила рекламу о своих услугах в социальных сетях.
За год работы база регулярно занимающихся клиентов достигла 100 человек. Одновременно в бассейне находятся до шести мам с детьми, а инструктором индивидуальная предпринимательница выступает пока сама, работая полный рабочий день по 3 раза в неделю. За год работы предпринимательнице удалось выйти на оборот в 200 тыс. рублей в месяц, и теперь Татьяна планирует открыть сеть филиалов в других районах и получить сертификат британского центра Bright Light, дающий право готовить инструкторов для обучения младенцев плаванию.
Самое сложное при организации такого бизнеса – найти бассейн, подходящий для маленьких детей по способу обеззараживания воды (необходим минимум хлора), ее температуре, глубине и общему размеру, а также переговоры с владельцами. В Петербурге 148 бассейнов, которые годятся для детского плавания. Стоимость одного часа аренды составляет примерно 2500-3000 тыс. рублей, но не все бассейны хотят работать с детьми.
За качество воды отвечает сам бассейн, в штате которого обязательно должна быть медсестра, которая несколько раз в день берет пробы воды. Она же в случае непредвиденных обстоятельств должна оказать первую помощь. "Поначалу мы хотели страховать клиентов, как это делают в Великобритании, но в страховых компаниях в России просто нет такого продукта", – говорит Татьяна Пензина.
В перспективе предпринимательница намерена продавать накопленный опыт. "Думаю, идея организации подобных школ заинтересует начинающих предпринимателей в регионах", – полагает Татьяна Пензина.
Как рассказал генеральный директор и главный врач Американской медицинской клиники Ефим Данилевич, он тоже рассмотрел бы возможность введения такой услуги, если бы при его клинике был бассейн. "Думаю, что с точки зрения безопасности риски минимальны, если действительно формируются мини-группы. О прецедентах я не слышал. При сегодняшней востребованности такая услуга имеет хороший потенциал", – отмечает эксперт.
"Количество проектов все равно меньше, чем желающих заниматься. И это не бесплатное дополнение к взрослому абонементу в фитнес-клуб, а отдельное направление бизнеса", – утверждает генеральный директор компании "Страта Партнерс" Анастасия Юсина. По ее словам, детские школы плавания на сегодня работают при всех российских клубах с бассейнами сетей Orange Fitness и CityFitness, которыми владеет эта компания.
Интерес к развитию детского плавания проявляют и другие игроки рынка фитнес-индустрии, первоначально работавшие только для взрослых. Например, в сети клубов "Планета Фитнес" рассказали, что 6 лет назад начали проводить занятия для детей с 3 лет. "Последние 2 года начали обучать мам с младенцами – это продиктовано востребованностью такой услуги", – рассказали в одном из филиалов клуба.
В общей сложности оборот городской индустрии услуг для детей, по оценке экспертов, превышает 800 млн рублей в год.
Много новых коммерческих проектов, рассчитанных на детей, появляется и в сфере образования, сообщает директор частного детского сада-школы "Рост" Ирина Климакина.
"Только этим летом рядом с нами открылись три детских развивающих центра! Это похоже на бум", – рассказывает она. Но и закрывается таких центров немало – как ни странно, из-за недостатка детей, несмотря на то что на очереди в государственные детские сады стоят тысячи малышей, продолжает специалист.
Причина кроется в стоимости услуг. Петербуржцев, способных ежемесячно отдавать за частный сад 18-30 тыс. рублей, намного меньше, чем тех, кто может платить за эту услугу лишь несколько сотен рублей в месяц.
"Детские сады  бизнес с высокой себестоимостью. Но самое главное – согласования. За площадку для прогулок я билась 3 года", – рассказывает руководитель двух детских садов "Вдохновение" Анна Ухарцева.
Как пояснили участники рынка, намного интенсивнее развивается рынок услуг, которые не требуют больших вложений, например детский массаж на дому или обучение правильному купанию ребенка. Подобные предложения можно часто встретить среди услуг семейных медицинских центров, которые не инвестируют при этом и копейки в оборудование собственных бассейнов или массажных кабинетов.