Планировка евростандарта

Автор фото: Trend/Евгений Асмолов

Квартирография всегда диктуется общей экономической ситуацией и спросом на риелторском рынке. Малый метраж востребованных квартир в России до сих пор не выходит из моды.

Сегодня просторные однушки - старт для среднего класса. Крохотные двушки и трешки для семей трудящихся, которые в советское время строились для малодетных и многодетных семей, ушли в прошлое.
Малогабаритные квартиры сегодня составляют основную часть предложения на первичном рынке. Это неудивительно, ведь, как и на любом рынке, на рынке недвижимости предложение диктуется спросом. Массовый сегмент обеспечивает до 90% продаж. И год от года ситуация не меняется.
"В массовом сегменте малогабаритные квартиры как пользовались, так и пользуются наибольшим спросом. Поэтому, как и раньше, основную долю в строящихся домах сейчас составляют однокомнатные квартиры и студии (в среднем от 40 до 60% в структуре дома). Остальное делят двушки и трешки, - комментирует Олег Пашин, генеральный директор ООО "Центр развития проектов "Петербургская Недвижимость". Площадь однокомнатных квартир - 35 - 40 м2, двухкомнатных - 55 - 65 м2, трехкомнатных - 75 - 85 м2.
Интересным и знаковым изменением на рынке стало появление квартир, спланированных по так называемому евростандарту. Сейчас этот стандарт используют несколько застройщиков. Планировки евростандарта подразумевают максимально эффективное распределение пространства в квартире: зоны нежилых помещений сокращаются в пользу жилых, объединяются кухня и гостиная, грамотно планируется размещение зон относительно друг друга.
"Жилец получает возможности, практически аналогичные просторной квартире. В частности, Setl City предлагает в своих объектах двух- и трехкомнатные квартиры евростандарта. Их доля соразмерна доле квартир с классическими планировками и в перспективе, вероятно, будет расти, поскольку, как показывает практика, квартиры евростандарта становятся все более популярными", - рассказал Олег Пашин.
Плюс европланировки в том, что, покупая однокомнатную квартиру чуть большего метража, по факту можно получить функционал двушки за меньшие деньги. По метражу квартира остается малогабаритной, а стало быть - доступной по цене.
Чем выше класс, тем меньше малогабаритных и однокомнатных квартир и, наоборот, больше трех- и четырехкомнатных и крупногабаритных двухкомнатных.
"Растут и площадь, и качество объектов, меняется планировка: например, в классах бизнес и элит в план многокомнатных квартир закладываются два санузла", - объясняет Оксана Малеева, руководитель отдела аналитических исследований АРИН.
В бизнес-классе распределение одно-, двух- и трехкомнатных квартир более равномерно. "На него ориентируются семейные представители среднего класса либо успешные молодые специалисты, покупающие просторные однокомнатные квартиры или студии в качестве старта", - говорит Ольга Литвиченко, директор департамента новостроек АН "Бекар".
В элитном сегменте, где вопрос цены уходит на второй план, ситуация прямо противоположна: двушки и трешки доминируют, а однушки - большая редкость. Чаще всего элитные однушки - это большие по площади квартиры-студии (от 100 м2), дающие клиенту возможность планировать жилое пространство на свой вкус.
Квартирография застройщиков всегда отвечала текущим потребностям рынка. А потребности клиентов, как известно, напрямую связаны с их возможностями: платежеспособностью, стабильностью доходов и даже степенью уверенности в завтрашнем дне.
Кризис внес в эти факторы свои значимые коррективы. Однако практически до нынешнего момента в продаже находились проекты, спланированные еще до конца 2008 года - с оптимистичным взглядом на спрос. "До сего момента мы продолжаем реализовывать проекты, проектирование которых началось еще до кризиса, т. е. планировки отвечают скорее потребностям докризисного покупателя. В кризис из-за необходимости экономить предпочтения покупателей резко изменились: покупались квартиры небольшой площади. В этот период мы остро ощутили свое несоответствие запросам времени", - сетует Александр Лелин, генеральный директор ЗАО "Ленстройтрест".
Этот диссонанс в кризисные 2008-2010 годы толкнул многих застройщиков на снижение цены и заставил стать более изобретательными в своей маркетинговой политике. Соответственно, планы на новые жилые объекты ощутили на себе влияние всех кризисных особенностей спроса. "За последние 2 года квартирография новых жилых комплексов существенно скорректировалась в сторону увеличения малогабаритных квартир. Около 60% квартир в новых проектах - студии и однокомнатные, около четверти - двухкомнатные. Остальные - трехкомнатные", - комментирует Оксана Малеева.
Сейчас докризисный уровень ожиданий потребителя постепенно возвращается. "Сегодня в проектах доминируют просторные планировки, высока доля двух-трехкомнатных квартир, вместо многочисленных малометражных "муравейников", - сообщает Александр Лелин. Сегодня доля однушек в строящихся домах составляет порядка 45%, двушек - 35%, трешек - порядка 20%.