Медведев вышел на тропу кибервойны

Автор фото: ИТАР-ТАСС
Канада. Ханствилл. 27 июня. Президент России Дмитрий Медведев в перерыве заседания глав государств и правительств "большой восьмерки" в рамках саммита G8. Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Астахов

Дмитрий Медведев предложил создать новую организацию по борьбе с преступлениями в интернете. Эксперты напоминают, что такая организация уже есть, но не работает.

Президент Медведев предлагает создать новую структуру по борьбе с преступлениями в интернете. Об этом он рассказал в пятницу на заседании коллегии МВД.
"Необходимо думать о создании таких подразделений, которые принципиально новые и ориентированы на выявление и раскрытие очень сложных в технологическом плане преступлений", - цитируют президента информагентства. Медведев напомнил руководству полиции, что "в сети можно встретить не только финансовых аферистов, но и торговцев наркотиками, экстремистов, другие виды преступности".
Эксперты иронизируют над президентом, который говорит об общеизвестных вещах так, словно информация о них появилась только что. "Летом Дмитрий Медведев сделал такое же открытие - что львиная доля бюджета уходит на чиновников", вспоминает глава компании Webmaster-SPb Андрей Рябых.
Никто не спорит с тем, что структура по борьбе с киберпреступностью действительно нужна. В современном обществе именно этот вид преступности – угроза номер один и для государства, и для общества, и для бизнеса, отмечает Андрей Рябых. Вопрос в том, что такая структура в МВД уже есть (так называемое Управление "К"), но качество его работы вызывает у экспертов массу нареканий.
Прежде чем создавать новую структуру, нужно ликвидировать старую, говорит медиа-директор компании СУП Антон Носик. По его словам, в Управлении "К" работали и работают люди, которые "крышуют киберкриминал", так что начинать работу нужно с привлечения их к уголовной ответственности.
По целому ряду преступлений собрана доказательная база, вся информация передана в Управление "К", отмечает Носик. Он приводит примеры с газетой "Коммерсантъ", "Газетой.ру", "Новой газетой", "Эхом Москвы", компанией СУП.
"Эти преступления отказывались расследовать по надуманным предлогам. Управление отвечало непристойными отписками. Когда вместо органов дознания у нас органы сокрытия преступлений – не все ли равно, как они называются. Создавать новую структуру силами людей, которые саботировали борьбу с преступностью в рамках старой системы – это смешно", говорит эксперт.
Нужно использовать те силы, которые есть, считает Андрей Рябых. Сотрудники Управления "К" так или иначе накопили определенную статистику и опыт. Осталось выяснить, почему МВД до сих пор не пользовалось имеющимся инструментарием – не хотело или не могло.
Вторая проблема – кадры. Сейчас борцов с киберпреступностью никто не готовит, нет никакой системы, все держится на самородках, отмечает эксперт. Кроме того, государству приходится вести кадровую борьбу с коммерческими организациями, которые зачастую могут предложить сотруднику более привлекательные условия.
Президент России более или менее в курсе реальной ситуации, считают эксперты. Медведеву хочется изобразить, что ему не все равно, что он – за правовое государство и пытается что-то сделать, говорит Антон Носик. Другое дело, что он заранее знает, что честного расследования резонансных дел (последнее из которых связано с движением "Наши") не получится, потому что в этом не заинтересованы не контролируемые им кремлевские башни.