ВТБ объяснил, как и почем выкупит свои акции

Автор фото: Коньков Сергей

Сегодня стали известны новые подробности выкупа акций у участников "народного IPO" банка "ВТБ". Выкуп обещают по цене почти вдвое выше текущей рыночной, но только у мелких акционеров, купивших бумаги при размещении в 2007 году.

Опрошенные "ДП" эксперты недоумевают, как можно организовать подобный выкуп, не нарушая права остальных акционеров, и считают, что инвестиционному климату России подобные спецоперации наносят очевидный вред.
О том, что цена выкупа акций ВТБ у частных акционеров составит 13,6 копейки за ценную бумагу, сообщил сегодня Михаил Задорнов, глава розничного банка группы "ВТБ" – "ВТБ 24".
"Я не могу сейчас говорить подробности всей схемы, поскольку по ней сделаны предложения со стороны ВТБ правительству и нет еще решения, оно будет принято в ближайшие дни по самой конструкции (выкупа – ИФ). Выкуп обязательно будет, его условия будут объявлены в ближайшее время. Выкуп будет осуществлен по цене первичного размещения, то есть по 13,6 копейки и именно для участников IPO", – заявил Задорнов.
Премьер-министр РФ Владимир Путин объявил о том, что участникам  "народного IPO" ВТБ следует компенсировать их затраты, на форуме "Россия 2012" 2 февраля. Он пообещал, что банк вернет им потерянные на этой сделке деньги. Акции банка на бирже ММВБ-РТС сразу после заявления премьера взлетели на 4%, до 7,5 копейки, но затем в течение нескольких дней упали ниже 7 копеек. На 12:15 по московскому времени сегодня акции ВТБ также стоили менее 7 копеек, хотя сразу после заявления Задорнова подрастали до 7,075 копейки.
Причина такой реакции инвесторов лежит на поверхности: еще 2 февраля, на том же форуме "Россия 2012" глава ВТБ Андрей Костин оценил расходы на выкуп акций у миноритариев в 15-18 млрд рублей. Этого хватит от силы на выкуп одной из 13 акций, размещенных на IPO. Понятно, что выкуп будет сопровождаться существенными ограничениями, а купившим акции сейчас и вовсе ничего не светит. К тому же выкуп будет осуществлен за счет прибыли банка, что нанесет ущерб нынешним акционерам.
Между тем федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 №208-ФЗ гласит: "Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру – ее владельцу – одинаковый объем прав". Нигде в законе не сказано, что акционеры, купившие ценные бумаги в ходе "народного IPO", поддавшись массированной рекламной кампании, имеют какие-то эксклюзивные права. В привлечении покупателей в 2007 году, кстати, поучаствовал даже тогдашний президент РФ Владимир Путин. В одном из публичных выступлений он назвал акции ВТБ надежным вложением средств. Такие эпитеты не помешали акциям ВТБ за 1,5 года после размещения обесцениться в 7 раз, с 13,6 до менее чем 2 копеек.
Даже аналитик банка "ВТБ 24" Станислав Клещев оценивает решение о выкупе негативно. "Если банк действительно будет выкупать бумаги только у тех участников IPO, которые в течение почти 5 лет оставались его акционерами, а не у всех акционеров (пусть даже с ограничением максимального объема выкупа), это будет весьма негативно для повышения инвестиционной привлекательности российского рынка акций. В этом случае получится, что выкуп производится лишь у определенной группы инвесторов, несмотря на декларируемое равенство прав акционеров", – заявил он.
Некоторые из опрошенных dp.ru аналитиков предпочли дать комментарии анонимно. "Законом об ОАО вытерли задницу остальных инвесторов", – заявил один из них. Другой указал, что совсем недавно ГМК "Норильский никель" выкупал у мелких акционеров пакеты до 100 акций по цене почти на 50% выше рыночной. Каждый участник такого выкупа мог заработать на сделке до $10 тыс. Сопоставимую сумму могут получить и участники нынешнего выкупа акций ВТБ. "Да, можно прописать в тексте понятие "миноритарного пакета" (как у "Норникеля"), но этого недостаточно. Нужно еще отсечь группу миноритариев-физлиц, которые приобрели акции в рамках IPO, а, скажем, не в первый день торгов акциями ВТБ. И вот это самое интересное – как это будет сделано? В тексте пропишут дату фиксации реестра акционеров? Возможно ли юридически указать такой датой, например, день накануне первого дня торгов? Зафиксировать реестр задним числом возможно – это порой выглядит некрасиво, но ничего страшного здесь нет (если речь идет о дате на несколько недель назад), но зафиксировать реестр 5 лет назад – это не укладывается в голове. Возможно, юристы ВТБ нашли какую-то другую лазейку в законодательстве, поэтому нам крайне интересно было бы проанализировать схему", – рассуждает эксперт.
"В целом, поставив задачу выкупа акций, государство демонстрирует свои сомнения в публичном проекте ВТБ. В частности, основной акционер, по-видимому, не уверен в успехе стратегии ВТБ "Дорога к 15", которая нацелена на рост котировок акций банка до 0,15 руб. к 2013 г. Выкуп акций никак не соответствует планам приватизации, так что можно констатировать, что общая правительственная стратегия порождает немало вопросов. В последние годы было достаточно много случаев, которые свидетельствуют в пользу той точки зрения, что ВТБ в большей степени является политическим инструментом, чем ориентированным на прибыль бизнесом", – говорит Александр Строгалев, начальник отдела фондовых операций Балтинвестбанка.
"Если ВТБ попытается провести buyback на себя или через компанию, зарегистрированную в России, то он вынужден будет выкупать акции у всех, а не только первых акционеров, – полагает аналитик компании "Ай Ти Инвест" Александр Потавин. – Но возможен вариант, что ВТБ дает деньги некоему офшору, который в реестре акционеров банка выбирает тех, кто в нем зарегистрирован в момент IPO. После чего офшор находит этих людей и предлагает им выкупить их акции в частном порядке. Дальше акции выкупаются ВТБ и погашаются.
На наш взгляд, это событие окажет негативное событие на инвестклимат России, так как этот выкуп будет несправедлив по отношению к другим акционерам из-за того, что акции будут выкупаться за счет средств компании, что уменьшит фундаментальную оценку компании в угоду популистским жестам со стороны руководства страны. Тяжба возможна только в случае, если это будет публичное предложение о продаже, которое будет осуществлять российская компания, в случае офшора это невозможно, так как заключаются частные договоры купли-продажи".