Петербургские бизнесмены стали активнее инвестировать в развитие современного искусства

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Петербургские бизнесмены стали активнее инвестировать в развитие современного искусства и новых культурных кластеров города. "Деловой Петербург" выяснил, почему они вкладывают миллионы в арт-бизнес или полностью уходят в него.

За последние 2 года на арт-рынке произошли глобальные перемены: открылись частные музеи современного искусства, все чаще появляются новые галереи, специализирующиеся на продвижении молодых художников. Появилась даже Ассоциация галерей. Вдохновленные опытом лофт-проекта "Этажи", девелоперы стали чаще инвестировать в развитие не функционирующих промышленных объектов, превращая их в бизнес-центры и все чаще создавая в этих объектах выставочные и культурные пространства.
Девелоперы говорят, что создание культурных кластеров необходимо для привлечения внимания публики и потенциальных клиентов. Возможно, это заложит основу для реновации целого ряда заброшенных промзон города в культурном направлении.
Владельцы же галерей и музеев озабочены поиском талантов и шедевров для своих пространств. Еще они заинтересованы в том, чтобы приобретение объектов искусства вошло в систему потребностей наравне с дорогими интерьером и автомобилем. Ведь рентабельность любого арт-бизнес-проекта зависит от системы ценностей тех, кто может позволить себе приобрести живопись за 1-3 тыс. евро (средняя цена на картину в Петербурге), и понимания того, что наличие предметов искусства или арт-бизнеса (например, галереи) является не только предметом престижа, но хорошими инвестициями.

Rizzordi Art Foundation

Лофт площадью 4 тыс. м2 отремонтирован и открыт в 2011 году на Курляндской ул., 49. Это здание бывшей солодовни Калинкинского пивоваренного завода, оно построено по проекту архитектора Э. Юргенса в 1875-1876 годах. После реконструкции в помещении также будут функциониро­вать лекционная аудитория, кинозал, творческие мастерские, медиатека, кафе.
Помещение арендуется. По оценке эксперта, стоимость аренды составляет 1,6-2 млн рублей в месяц. Галерея поддерживается фондом RIZZORDI ART FOUNDATION, основанным в 2009 году, за счет личных средств Виталия Рицци. Название RIZZORDI происходит из сочетания двух фамилий: Рицци и Орджоникидзе. Последняя хорошо известна в деловых кругах города, поскольку Марианна Орджоникидзе (мать Виталия) возглавляет управление по туризму КИСП. В правление фонда RIZZORDI также входят Людмила Вербицкая и Зураб Церетели.
Виталий Рицци, председатель правления Фонда RIZZORDI ART FOUNDATION:
"Одна из главных целей фонда RIZZORDI ART FOUNDATION - способствовать развитию современного искусства в Петербурге. Задача решается комплексом проводимых акций и мероприятий. Имея камерную площадку, мы используем ее как стартовую для молодых художников, ведем издательскую деятельность, разрабатываем образовательные программы. Сейчас мы и Ассоциация институций актуального искусства выращиваем настоящую международную арт-ярмарку, которой так не хватает Петербургу. Подобные события привлекают множество коллекционеров, игроков арт-рынка со всего мира. Происходит некая тусовка, где можно пообщаться, завязать новые знакомства, но главное - есть возможность отследить новые имена, как пополнить уже состоявшуюся коллекцию, так и начать новую. Произведения никогда не дешевеют, и это отличное вложение денег даже для не увлеченных. А если серьезно, актуальное искусство - естественная составляющая здорового современного общества, без которой невозможна полноценная культурологическая эволюция!"

Новый музей

Музей основан в 2010 году, площадь - 500 м2, вложения составили $2 млн. Находится на 6-й линии В.О., 29. Чтобы заполучить пространство под музей, Аслан Чехоев на протяжении нескольких лет скупал и расселял коммунальные квартиры в этом доме.
Аслан Чехоев, заместитель генерального директора по инвестициям ОАО "МРСК Северо-Запада" , владелец Нового музея:
"К организации Нового музея в Петербурге изначально у меня не было отношения как к коммерческому предприятию. Первую картину я приобрел в 1990-х примерно за $3 тыс. в одной небольшой галерее.
После института я работал хирургом, в 1993 году занялся предпринимательской деятельностью, с 2003 года был заместителем генерального директора угольной компании "Киселевскуголь", с 2004 года - первым вице-президентом Центральной компании финансово-промышленной группы "РусИнкор". Работал заместителем генерального директора в ОАО "ОГК-6", с 2009 года занимаю такой же пост в ОАО "МРСК Северо-Запада". Коллекционированием я занимаюсь уже больше 15 лет и в какой-то момент понял, что собрание переросло частные масштабы и может экспонироваться публично. Так был создан Новый музей.
Что касается моей коллекции, то есть ряд художников, которые должны быть доступны широкой публике, но положение дел таково, что пока крупному музею современного искусства в городе места нет. Это некий посыл властям города со стороны частного лица, что современное искусство - направление, которое требует гораздо большего внимания. Конеч­но, если вам кто-то скажет, что не думает о покупке картин с точки зрения инвестиций, не верьте ему! За последнее время на арт-рынке мало что изменилось. По-прежнему в цене послевоенное искусство, нонконформисты".

"Этажи"

Арт-пространство "Лофт-проект "Этажи" открыли в 2007 году на месте бывшего хлебозавода на Лиговском пр., 74. Площадь - 5 тыс. м2. Помещение арендуется. По мнению экспертов, стоимость аренды здания может составить около 3 млн рублей в месяц. Помимо Марии Ромашевой проектом занимается архитектор Савелий Архипенко, креативный директор "Этажей". Информацию об инвесторе руководители проекта не раскрывают.
Мария Ромашева, директор лофт-проекта "Этажи":
"Изначально была идея сделать лофт-офис - на тот момент первый в Петербурге - и небольшую галерею. При этом мы делали акцент не столько на предметы искусства, сколько на лофт-дизайн как таковой. Мы открывали все новые пространства, проводя выставки даже в коридорах.
"Этажи" оказались магнитом, притягивающим, например, арендаторов в близлежащий бизнес-центр. По адресу Лиговский пр., 74, никогда нет свободных мест для аренды, и это при том, что ставка за метр даже немного выше, чем у конкурентов через дорогу. Изменился состав арендаторов жилья в районе: если раньше это были люмпенизированные слои населения, то теперь студенчество. С того момента, как мы стали пропагандировать наш хостел, начался настоящий хостельный бум.
Ценность нашего проекта с точки зрения развития конкретного объекта и целого района уже очевидна, причем не только для нас, но и для ряда собственников крупных объектов недвижимости. В настоящий момент мы рассматриваем поступающие предложения, где условия аренды и сотрудничества в целом значительно более привлекательны, чем у нас имеются на настоящий момент. Мы не исключаем возможность переезда и будем рады освоить новые места".

"Ткачи"

Арт-пространство основано в 2011 году, вложения составили $15 млн (покупка объекта на торгах в 2006 году) и $15 млн (развитие проекта). Общая площадь составляет 13 тыс. м2, выставочная площадь - около 2 тыс. м2. Пространство "Ткачи" принадлежит ГК "Овентал", основанной в Москве в 2005 году и занимающейся девелопментом в регионах, в основном в Петербурге и Тюмени. В нашем городе начали с проекта БЦ Owental History, потом инвестировали в ОЦ "Лиговка", затем уже занялись реализацией проекта "Ткачи".
Александра Славянская, генеральный директор группы компаний "Овентал":
"Говоря о пространстве "Ткачи", мы подразумеваем место для реализации проектов, связанных с искусством, культурой и образованием в бизнес-центре класса В+. Этим подходом мы демонстрируем уникальный для Петербурга ракурс в формировании арт-кластера, собирающего под одной крышей креативные и архитектурные бюро, магазины дизайнерских вещиц, фотошколы, театральные и танцевальные студии, а также огромное мультифункциональное пространство пятого этажа, где мы планируем проводить выставки современного искусства, которые станут наилучшей визитной карточкой бизнес-центра для арендатора, а впоследствии и рекламой самого арендатора, находящегося в центре актуальных событий. Петербург обладает огромным потенциалом в области развития арт-направления и арт-бизнеса. Даже перед Москвой, аккумулирующей наиболее значимые мероприятия, у Петербурга есть преимущества, прежде всего это несоизмеримо большее количество туристов. Этот потенциал Петербург начинает постепенно наращивать и реализовывать. Например, весьма удачно, по моему мнению, зарекомендовал себя проект "Новая Голландия", который, несмотря на сезонность, временность и не лучшую транспортную инфраструктуру, активно прозвучал среди городских культурных событий прошлого лета".

Modernariat

Галерея основана в 2010 году, вложения составили 1 млн рублей (ремонт помещения) и 6 млн рублей (покупка коллекции). Половину суммы вложил Тимофей Горгун, директор компании "Бест Керамикс". Сейчас 150 м2 отданы под объекты искусства (собственность Тимофея), 180 м2 (арендуется за 45 тыс. рублей в месяц) - под галерею дизайна. Павел Ульянов, кроме галереи, сейчас сдает в аренду несколько своих жилых объектов недвижимости.
Павел Ульянов, владелец галереи Modernariat:
"До основания своей галереи, работая руководителем студии в галерее дизайна Bulthaup, я видел самые элитные интерьеры, но они все практически одинаковы и сейчас строятся по принципу декларации экономического статуса - чтобы тебя сосчитали. Из-за этого люди не повесят какую-то непонятную вещь без финансового критерия. А по картинам не сосчитать человека, если это, конечно, не Энди Уорхол.
Мне захотелось ситуацию немного поменять, сделать интерьер более субъективным, в первую очередь благодаря искусству, поэтому я хотел создать галерею, где мог бы выставлять современное искусство и винтажную классику дизайна.
В России состоятельные люди не чувствуют никакого престижа в искусстве, хотя ни один западный каталог интерьеров не обходится без объектов современного искусства, это создает интеллектуальный контекст. По искусству можно получить какую-то информацию о человеке.
Покупают картины не потому, что они нравятся, а потому, что они декларирует статус, а в Европе, наоборот, купят только потому, что оно нравится, но у нас в городе я таких коллекционеров не встречал. Сейчас международная коммуникация усилилась, и уже европейцы бывают в гостях. И если они у состоятельных людей не находят искусства, то это приводит к определенным усложнениям в бизнесе. Могут сказать, что "мы с вами работать не будем, у вас недостаточный интеллектуальный уровень". Необходимо повышать престижность обладания артефактами, а не только деньгами. Когда это станет на уровне массового понимания, тогда и арт-рынок у нас разовьется".

KGallery

Основана в 2003 году, площадь - 500 м2, арендуется за 135 тыс. рублей в месяц. Находится на наб. реки Фонтанки, 24.
Кристина Березовская, владелица галереи современного искусства KGallery, учредитель образовательного центра "Дом Бенуа":
"Я и моя семья коллекционируем искусство на протяжении долгого времени. Обладание хорошим предметом искусства есть в любом случае инвестиция. В дальнейшем увлечение переросло в решение не только собирать живопись, но и продавать ее. В создании моей собственной галереи мне помогла моя семья. В первую очередь цель моей галереи - показать зрителям работы лучших художников ленинградской школы живописи.
Обычно страсть к приобретению произведений искусства возникает у людей в двух случаях: во-первых, из-за желания дополнить свой интерьер, во-вторых, из-за желания собирать и коллекционировать. И в том, и другом случае объект покупки зависит от личного уровня саморазвития и культуры. Редко когда обыватель, пришедший на выставку "посмотреть", уходит с покупкой. Очень надеюсь, что вскоре арт-жизнь Питера станет насыщенной и более полной".

"Красное знамя"

Арт-пространство Игоря Бурдинского, владельца бывшего завода "Красное Знамя". Занимается девелопментом как частное лицо. Начал с дома на ул. Белинского, 9, который купил вместе с партнером в 1999 году и продал в 2004 году. Занимался перепродажей объектов недвижимости. В 2006 году за $50 млн купил завод "Красное Знамя" площадью 110 тыс. м2, из которых 6 тыс. м2 уйдет под культурное пространство. Проект находится на стадии реализации. Вложения оцениваются в $150-200 млн сроком на 5-7 лет. До работы с недвижимостью занимался покупкой и продажей акций, до этого работал на товарно-сырьевой бирже в Сочи.
Игорь Бурдинский, девелопер, владелец бывшего завода "Красное Знамя":
"Если говорить о мировой практике по реновации бывших промышленных зон, какой является и комплекс "Красное Знамя", то они чаще всего расположены в депрессивных районах, развитие которых необходимо для любого города с точки зрения и экономики, и социального благополучия. Основная задача нашего проекта - создать современный европейский квартал и показать, что культура может быть стимулирующим фактором для экономического развития прилегающих территорий. Помещения в стиле лофт предназначены для людей с креативным мышлением и эксклюзивными потребностями. Потребность в духовном росте возникает у каждого из нас, но в разные периоды жизни. Это зависит от образования, социального положения и прочего".

Pr1me Art

Галерея основана в 2011 году, вложения составили 7 млн рублей, площадь - 350 м2, аренда - 150 тыс. рублей в месяц. Находится на Очаковской ул., 5.
Никита Питерский, владелец галереи PR1MЕ ART, дизайнер интерьеров:
"Мне всегда нравился нестандартный бизнес, до этого я был связан с кино, написал два киносценария - для фильмов "Семь кабинок" и "Клуб счастья". Также работал дизайнером в фирмах "Гранд Дизайн" и "Клуб Архитекторов", а последние 4 года самостоятельно. С кризисом любой бизнес становится рискованным, и иногда хочется что-нибудь поменять, но я не окончательно ушел из дизайна интерьеров.
В Петербурге много галерей, но они все - мелкие лавочки для туристов, либо там ультрасовременная живопись - "маргинальная", которую покупают. Поэтому я решил создать хорошее пространство для выставок.
Самый простой способ привить любовь к современному искусству - это запустить по Первому каналу передачу про искусство с Валдисом Пельшом. Тогда через несколько месяцев народ повалил бы покупать картины. Как "Школа ремонта" подействовала на людей среднего класса, которые решили уделять большее внимание интерьеру. Ну и есть такая вещь, как экономика, до кризиса в Москве искусство покупалось очень активно, сейчас появился спад, и в искусство стали меньше вкладываться как в капитал".

Marina Gisich Gallery

Галерея основана в 2000 году, вложения - $120 тыс. (частные инвестиции). Площадь галереи - 300 м2, из которых ровно половина, 150 м2, - открытое пространство и 150 м2 - закрытое, для частных клиентов. Находится на наб. реки Фонтанки, 121. До галереи Марина Гисич занималась спортивной гимнастикой.
Марина Гисич, владелец галереи Marina Gisich Gallery и студии дизайна интерьеров Marina Gisich Design Studio:
"Я поддерживаю современное искусство, зарабатывая деньги в других областях: на студии дизайна интерьеров и перепродаже объектов недвижимости. Когда начала арт-бизнес, мне захотелось заняться этим, чтобы поддержать своих ровесников, занимающихся пластическим искусством. Современным искусством меня в юном возрасте заинтересовали друзья. Я посещала с ними выставки по всему миру. В то время во мне зародилась идея стать полезной этому миру, быть приобщенной к современному искусству.
Любым коллекционером движет желание обладать. Вопрос о том, покупать салонную живопись или современное искусство музейного уровня, - это же вопрос вкуса и образования. Чем больше будет конституций и образовательных программ, поддерживающих современное искусство, тем больше будет интерес у публики к современному искусству.
На арт-рынке СПб произошли глобальные изменения. В 2011 году начала свою работу Ассоциация галерей, открыты частные Новый музей и "Эрарта", а сейчас мы с нетерпением ждем открытие Эрмитажа 20/21".