Ларек-автомат на остановке

Автор фото: Архив "ДП"

НП "Союз малых предприятий" вложит 100 млн рублей в создание сети остановок общественного транспорта, оборудованных вендинговыми автоматами и платежными терминалами. Торговля, изгнанная с остановок, возвращается.

В Петербурге грядет мода на остановочные павильоны. В 2000-х годах в ходе кампании по ликвидации торговли на остановках было закрыто 1600 киосков, оборот каждого составлял около 50 тыс. рублей в день. Торговали они в основном пивом, сигаретами и крепким алкоголем. По некоторым данным, годовой оборот киосков на остановках составлял до 20 млрд рублей. НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" пошло дальше и создает сеть высокотехнологичных автоматизированных комплексов ожидания пассажирского транспорта. Другими словами, это остановки, оборудованные вендинговыми автоматами и платежными терминалами, которые работают без продавцов. В продаже не будет алкоголя и сигарет, с чем в основном был связан негативный имидж прежних ларьков.
Первые павильоны планируется установить на Кантемировской и Тульской ул. в марте 2012 года. Всего планируется установить 200 павильонов за 1,5 года. Они будут располагаться в местах, где сейчас нет остановочных комплексов. Автор идеи Владимир Меньшиков, исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга, является также владельцем нескольких магазинов мелкорозничной торговли. По его словам, проект реализуется группой компаний, входящих в союз: это вендинговые, клининговые и охранные фирмы. "Вложения и риски в пропорциональных долях будут делить все предприниматели, участвующие в проекте", - говорит он. В установку каждого павильона будет вложено около 500 тыс. рублей. Эта стоимость рассчитана исходя из того, что платежный терминал обойдется в 50-100 тыс. рублей, вендинговый, снековый аппарат или аппарат по продаже воды - 200 тыс. рублей, а каркас павильона - около 40 тыс. рублей. Вложения предприниматели намерены окупить за 3 года. "Мы установим их за свой счет и расходы­ по эксплуатации возьмем на себя, то есть сэкономим  средства бюджета. Мы ничего не просим у города", - говорит Владимир Меньшиков. Изготавливаться каркасы для павильонов будут в Петербурге, к участию будут приглашать различные компании. "После ликвидации магазинов на остановках ниша пустовала. Альтернативные места получили единицы. До сих пор не все смогли восстановить деятельность после тотального уничтожения павильонов", - отмечает Владимир Меньшиков. Взамен власти обещали им альтернативные места, однако их получили только единицы: места предлагались либо с плохой проходимостью, либо не предлагались вовсе. Итогом стали многочисленные судебные разбирательства и акции общественных организаций, поддерживающих малый бизнес.
По словам Владимира Меньшикова, новый формат остановок сулит комфорт жителям города: ожидая транспорт, они смогут выпить кофе, прохладительные напитки, оплатить мобильную связь, приобрести проездной билет на общественный транспорт, воспользоваться интерактивной картой города. Также предполагается оборудовать павильоны тревожной кнопкой для связи с полицией или частной охранной компанией. Продавать печатную продукцию и размещать рекламу там не будут. К минусам проекта эксперты по вендинговой торговле относят договор на 3 года и более высокие затраты на уборку и эксплуатацию. В комитете по транспорту подтвердили, что Союз малых предприятий Санкт-Петербурга получил согласование от комитета на размещение павильонов на Кантемировской и Тульской ул.
В Петербурге уличный вендинг развит слабо. Участников рынка смущают климат и действия вандалов. Впервые поставить вендинговый автомат на улице решилась в мае 2011 года компания "Вендито", установив кофейный и снековый аппараты в Купчино.
Главное их отличие от собратьев внутри зданий - стальной корпус, который врыт в землю и внутри которого помещается автомат. Корпус защищает от вандалов и климатических катаклизмов, выдерживая до минус 30 градусов. Илья Черноок, учредитель ООО "Вендито", эксклюзивный дилер производителя автоматов - компании "Уникум" Бориса Белоцерковского, уже получил предложение участвовать в проекте Союза малых предприятий Санкт-Петербурга.
"Нам интересно участие в этом проекте, поскольку мы к тому же являемся крупнейшей в Петербурге компанией по обслуживанию вендинговых аппаратов. Однако важно учитывать риски и возврат инвестиций. Не закроется ли автомат через 3 месяца после установки?" - говорит Илья Черноок.
"Страхование на первом этапе не предполагается. Отмечу, что это не мой личный проект, а именно группы предпринимателей. При этом комплексы будут выполнены из антивандальных материалов, климатические особенности, естественно, учтены (корректная работа гарантирована при температуре от -30 до +40 градусов)", - говорит Владимир Меньшиков. Ларек-автомат - не единственный пример возвращения торговли на остановки. В комитете по транспорту рассказали, что к ним обратилась частная компания, которая хочет разместить на остановке павильон по продаже проездных билетов. "Проект был негласно одобрен", - рассказал источник "ДП" в комитете.
Уличные вендинговые автоматы популярны в мире. Автоматы по продаже снеков и прочего стоят и в российских городах: на улицах Москвы, Сочи, Краснодара, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и др. Чтобы установить остановочный павильон, необходимо получить разрешение комитета по транспорту и комитета по благоустройству - им нужно направить адресный список павильонов со встроенными вендинговыми автоматами для исключения дублирования адресов.
Кроме того, в Петербурге существует адресная программа размещения павильонов, не оборудованных рекламоносителями. Она формируется ежегодно на основании заявок комитета по транспорту, администраций районов и прочих заявителей в соответствии с выделенным бюджетным финансированием. "Участником программы может стать любая компания. Для этого нужно принять участие в ежегодно проводимом аукционе на изготовление (монтаж) павильонов общественного пассажирского транспорта", - рассказали в комитете по благоустройству.