Рынок устройств для чтения электронных книг в России переживает настоящий бум. В 2011 г. он вырос в 2 раза, до 1 млн штук

Автор фото: Global Look Press

Несмотря на бум продаж ридеров, торговля электронной литературой не сулит издателям барышей. Поэтому они продолжают повышать цены на "бумагу".

Рынок устройств для чтения электронных книг (ридеров, "читалок") в России переживает настоящий бум: в 2011 г. он вырос в 2 раза, до 1 млн штук, при этом средняя цена на устройство снизилась уже до 3–4 тыс. рублей. Эксперты прогнозируют, что по итогам 2012 г. рынок снова удвоится, в России будет продано до 2 млн ридеров.
В России устройства для чтения книг продаются всего несколько лет. "Но прошлый год можно смело назвать годом "читалок". Ридеры стали по–настоящему массовым товаром", — говорит Евгений Милица, гендиректор компании PocketBook Rus, подчеркивая, что из устройств для продвинутых пользователей "читалки" перешли в сегмент продуктов для обычного потребителя.
Так, в частности, один из крупнейших продавцов книг в России, интернет–магазин Ozon, продал в 2011 г. в 3 раза больше ридеров, чем в 2010 г. У сети "Телемакс", продающей устройства для чтения книг около 2 лет, оборот в прошлом году вырос в 8 раз, а ассортимент расширился с пяти до 20 позиций.
"В 2012 г. этот рынок вырастет минимум на 50%", — уверен Евгений Милица. Главной тенденцией эксперт называет ежегодное снижение средней цены ридера с экраном E–Ink примерно на 30%. То, что в 2011 г. можно было купить за 9 тыс. рублей, в 2012 г. будет продаваться уже примерно за 6 тыс., прогнозирует он. При этом на дешевые устройства (с TFT–дисплеями) падать цена не будет. "Эти продукты и так достигли минимальной цены — 3–4 тыс. рублей", — говорит Евгений Милица.
Участники рынка отмечают, что потребитель стал осведомленнее и образованнее, предпочитая более многофункциональные устройства.
Легальный рынок электронных книг в России, хоть и вырос за последний год в 2 раза, все же не соответствует количеству проданных ридеров. Легальные продажи электронных версий в России составляют меньше 1% от всех продаж книг. При этом нелегальный сегмент рынка оценивается в $10–13 млн. При этом, по данным "Финама", весь объем российского книжного рынка составляет около $2,5–3 млрд.
"Российский читатель пока совершенно не готов платить за электронный контент. Какова будет ситуация в дальнейшем, зависит от политики соответствующих органов в сфере защиты авторских прав", — говорит Артем Фаустов, совладелец книжного магазина "Все свободны".
Пока же издательства и книжные сетевые магазины переживают не лучшие времена. О падении книжного рынка говорят уже не первый год. Так, за последние 3 года в России общий тираж всех изданных книг сократился с 760,4 млн до 612,5 млн. Сократился и средний тираж (с 6,2 тыс. экземпляров до 5 тыс.), а это значит, что выросла себестоимость книги.
Российские издательства, выпускающие бумажные книги, выживают за счет роста цен, увеличения ассортимента, выпуска высокомаржинальных подарочных, а также детских и учебных изданий. Более 30–40% ассортимента книжных магазинов составляют сопутствующие товары: канцелярия, мягкие игрушки, сувениры. По словам Дениса Котова, гендиректора книжной сети "Буквоед", каждый год количество покупателей в сети сокращается на 5%, и только из–за удорожания книг оборот подрос на 12%. "Книжный бизнес сейчас переживает не самые лучшие времена, особенно это сказалось на маленьких издательствах", — говорит Ксения Бобкова, представитель издательства "Амфора". По ее словам, компания стала больше работать в сегменте подарочных книг, ярким примером служит собрание сочинений Высоцкого. Кроме того, "Амфора" делает упор на серии, сформированные таким образом, что читатель заинтересован собрать их целиком, не пропуская ни одного тома.