Банк поправляет здоровье

Автор фото: Асташенков Евгений

Александр Афанасьев, владелец "Фармакора", использует аптечную сеть для продвижения кредитов собственного СМБ–банка. Своя розница дает банку преимущество, но аптеки — не лучшее место поиска заемщиков.

Аптечная сеть "Фармакор" , которая насчитывает по итогам 2011 года 399 точек, из них 157 — в Петербурге, участвует в партнерской программе с ЗАО "Банк содействия малому бизнесу" (СМБ–банк). Александр Афанасьев, владелец сети и банка, комментировать их партнерство по телефону отказался.
Совместная акция стартовала в январе. Аптеки только информируют покупателей о кредитах, окончательное решение по выдаче принимает банк, сообщили в пресс–службе сети "Фармакор".
О проведении акции можно узнать из наружной рекламы и объявлений в аптеках сети на стойках с громким слоганом "Здесь раздают деньги". Известно, что заемщикам СМБ–банка по предъявлению кредитной карты в аптеке "Фармакор" предоставляется скидка 10%.
Как рассказали менеджеры кредитного отдела СМБ–банка, началась выдача потребительских кредитов на сумму от 10 тыс. до 500 тыс. рублей сроком до 10 лет под 25% годовых.
СМБ–банк был основан Александром Афанасьевым осенью 2011 года. Регистрация банка с уставным капиталом 200 млн рублей состоялась в сентябре прошлого года. Уже 25 октября он получил лицензию на осуществление банковских операций, но до сих пор не проявлял активности, у организации даже нет официального сайта.
Александр Афанасьев известен не только как владелец аптечного бизнеса — ему принадлежит ресторанная группа "Тритон" (включает рестораны "Гюльчатай", "Русская чарка", "Дастархан", "Тбилисо", "Монтана", Traiton Beach и Royal Beach).
Банкиры скептически относятся к затее СМБ–банка найти своего клиента в аптеке. "Например, в Бразилии банки научились использовать инфраструктуру небанковского ретейла для предоставления банковских услуг, они работают и в аптеках, и в продуктовых магазинах, и в лотерейных киосках, но у россиян идея получать банковские услуги в аптеках может вызывать определенный дискомфорт", — полагает руководитель по розничному бизнесу дирекции "Северо–Запад" банка "Хоум Кредит" Тимофей Шаров. В то же время он напоминает, что в России недостаточно банковских помещений и это является одним из препятствий в развитии отечественной банковской розницы.
"Есть давно сложившийся институт предложения людям кредитных услуг в банковских отделениях, который доказал свою крайне высокую эффективность, — считает управляющий филиалом "ВТБ 24" в Санкт–Петербурге Михаил Иоффе. — Автокредиты, как правило, оформляются в автосалонах, а кредиты на дорогую бытовую технику выдают в супермаркетах, идея продвижения кредита в такой специфической точке продаж, как аптека, выглядит, мягко говоря, неординарной".
Скидки, сопутствующие финансовой услуге, — давно распространенный механизм привлечения клиентов, который используют и автосалоны, и сетевые магазины, и, конечно, банки. По мнению Михаила Иоффе, если человек хочет получить кредит и при этом сэкономить деньги при совершении покупок, ему гораздо выгоднее оформить кредитную карту с опцией cash–back. В его банке тоже есть такие карты, даже есть бонусная категория "Аптеки", что позволяет клиентам получать 5%–ную скидку на покупки в любых аптечных сетях.
Фармацевты более оптимистичны в оценке перспектив проекта. Большинство аптечных сетей сильно пострадали после изменения схемы налогообложения. С 1 января 2011 года аптеки потеряли возможность использовать режим единого налога на вмененный доход в размере 6%, после чего величина страховых взносов для них выросла с 14 до 34% от фонда оплаты труда. По данным Cegedim Strategic Data, недополученная по этой причине прибыль петербургских аптек в 2011 году составила около 656 млн рублей.
По данным аналитической компании "Фармэксперт", в Петербурге "Фармакор" — один из лидеров рынка, по итогам 9 месяцев 2011 года сеть занимает второе место с долей 13,9%, обгоняет ее только дискаунтер "Озерки" с долей 18,4%. В федеральном масштабе "Фармакор" по итогам 2011 года занимает долю 1,51%, это ниже, чем в 2010 году (1,66%). Снижение доли связано со сравнительно низкими темпами роста, считают в "Фармэксперте".
Все аптечные сети сейчас работают над повышением рентабельности, один из путей — диверсификация бизнеса, считает Александр Семенов, гендиректор сети аптек "Первая Помощь". Он вспоминает, что у Александра Афанасьева уже есть опыт диверсификации бизнеса — ресторанный холдинг. Открытие своего банка является движением в этом же направлении. Синергия таких разных видов бизнеса возможна, считает Александр Семенов.
"Аудитория "Фармакора" довольно широкая, есть и потенциальные потребители кредитных программ, определенное количество клиентов банк наберет, хотя ожидать долговременного эффекта сложно, потребитель привык получать кредит в месте осуществления покупки", — говорит Николай Беспалов, руководитель департамента аналитических исследований "Фармэксперта".
По его наблюдениям, скидка 10% — довольно заметный дисконт, большинство программ лояльности предлагают лишь 4–6% либо 10% за покупку на существенную сумму. Однако Николай Беспалов обращает внимание, что возможность получения такой скидки может привлечь тех, кто регулярно совершает покупки в аптеках, и вряд ли эта аудитория хорошо соотносится с потенциальными клиентами банка.
"Первая Помощь" участвует в партнерской программе с "Евразией" и "Фитнес–Хаусом", подобные программы уместны, если у каждого из партнеров хорошие позиции в своем сегменте, сформировавшаяся целевая аудитория, уверен Александр Семенов.
Это не первый случай использования нестандартного канала продвижения банковских услуг. Некоторые игроки пошли дальше и помимо продвижения зарабатывали на продажах в нестандартных местах. Связной банк летом 2010 года занялся выдачей кредитных карт в сети "Связной". Проект оправдал себя — портфель займов по кредитным картам по итогам III квартала 2011 года достиг 8,3 млрд рублей.
Банк "Русский стандарт" в августе прошлого года начал распространять "Транспортную карту" в кассах петербургского метрополитена, однако о результатах своей акции так и не отчитался.