Вагон от Путина

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Премьер–министр Владимир Путин открыл новое производство на Тихвинском вагностроительном заводе и призвал развивать в России высокие технологии. Правда, кто обеспечит деньгами инфраструктуру для их развития, пока остается непонятным.

Премьер–министр Владимир Путинв Тихвине запустил серийное производство на Тихвинском вагоностроительном заводе (структура группы компаний ИСТ). Глава правительства опоздал на открытие на несколько часов — по крайней мере, рабочие пожаловались, что их построили "встречать" премьера за 2 часа до его приезда. Но особых инструкций по встрече не было — их всего лишь призвали соблюдать порядок и деликатность и приостановили часть довольно шумного производства.
В ожидании приезда премьера по заводу неспешно прогуливался и широко улыбался глава РОСНАНО Анатолий Чубайс, недавно женившийся на писательнице и телеведущей Авдотье Смирновой. На его фоне казался почти печальным новоявленный вице–премьер, отвечающий за модернизацию, Владислав Сурков, который, очевидно, больше привык к производству политических процессов.
Владимир Путин появился перед руководством завода, журналистами и рабочими буквально как свой парень — в отличие от ожидавших его в костюмах и галстуках людей, он выглядел весьма неформально без галстука, в джинсах и куртке. Несмотря на такой демократичный вид и разгар предвыборной кампании, премьер с рабочими общаться не стал, а сразу приступил к осмотру завода.
Красивые макеты с планами развития Тихвина в связи с запуском производства явно пришлись премьеру по душе. Он активно жестикулировал и кивал головой, когда, видимо, смущенный такой честью глава Тихвинского района Игорь Фомин показывал макеты с проектами развития района. Правда, сам Фомин так и не сформулировал толком, что же ему сказал премьер одобрительного. "Сказал, что правильные планы", — только и смог подытожить глава района.
Сопровождавший главу правительства губернатор Ленобласти Валерий Сердюков тоже был чем–то доволен — казалось, Владимир Путин пообещал ему нечто важное. Дело в том, что срок полномочий Сердюкова заканчивается в июле 2012 года, но может и раньше — по итогам президентской предвыборной кампании. Так что для главы области этот визит не только вопрос престижа региона и оценка масштабов промышленного проекта, сколько его дальнейшей политической судьбы.
"Должен сознаться, что я бы не смог управлять такими станками", — пошутил премьер, делясь своими впечатлениями от посещения производства.
Проект по развитию Тихвинского вагоностроительного завода в Тихвине реализован группой компаний ИСТ совместно с Внешэкономбанком и Евразийским банком развития. Общий объем инвестиций в производство составил 36 млрд рублей, еще 6 млрд рублей было вложено в строительство жилья для работников производства. Общая площадь завода составляет 250 тыс. м2.
Как отмечают инвесторы, по объему инвестиций, производственным площадям и уровню технического оснащения предприятие является одним из самых крупных в Европе. Согласно планам компании, каждые 4,5 минуты на предприятии будет выпускаться колесная пара, каждые 24 минуты с конвейера будет сходить вагон. Производственная мощность вагона составляет 13 тыс. грузовых вагонов нового поколения, 90 тыс. т железнодорожного литья и 65 тыс. колесных пар в год. Сейчас на заводе работают 1500 человек, в дальнейшем их число увеличится до 4,5 тыс.
Владимир Путин отметил, что такие высокотехнологичные проекты "шаг за шагом меняют структуру отечественной экономики, возрождают российскую промышленность; формируют другое качество занятости — эффективные интересные рабочие места для инженеров, квалифицированных рабочих". Тихвинское производство он назвал "хорошим примером взаимодействия, объединения ресурсов частного бизнеса и государства".
После осмотра завода глава правительства открыл заседание комиссии по высоким технологиям и инновациям. Основным лейтмотивом заседания стало создание территориально–производственных кластеров, по примеру тех, которые созданы в Томской и Ульяновской областях, а также в Красноярском крае. Министерству экономического развития премьер поручил подготовить перечень пилотных проектов развития таких кластеров, "четкие критерии их работы и индикаторы эффективности". Заниматься развитием кластеров будут предприятия с государственным капиталом.
Согласно планам Владимира Путина, за предстоящие 10 лет доля инновационной продукции в промышленном производстве России должна вырасти с нынешних 4–4,5% до 25–30%. Расходы на НИР и НИОКР к 2020 году увеличатся до 2–2,5% процента ВВП.
"Предстоит глубоко модернизировать как традиционные, так и создать новые отрасли", — заявил он. Для этого премьер предложил увеличить финансирование науки и исследовательских технологических центров. "Компании с государственным участием должны выступить именно катализатором инновационных процессов за счет масштабных вложений в НИОКР, производство и закупку современных товаров и услуг на внутреннем рынке", — отметил Владимир Путин. По его словам, в этом году компании с госучастием направят на свои инновационные программы 950 млрд рублей. При этом глава правительства предложил "жестко связать оплату труда руководителей компании и ведущих менеджеров с достижениями ключевых показателей инновационного развития".
Это в полной мере относится и к проектам в рамках государственно–частного партнерства. "Речь идет о так называемых технологических платформах. Такой формат позволяет сконцентрировать ресурсы государства, науки, образования, бизнеса вокруг прорывных проектов, которые как раз будут отражать основной новый мировой технологический уклад", — сказал Путин.
Правда, кто будет вкладываться в транспортную, энергетическую, жилищную инфраструктуру, в правительстве пока еще не поняли, но решили, что такие проекты снижают риски для бизнеса. Пока Минэкономразвития рассматривает предоставление льгот и преференций для таких кластеров по аналогии со Сколково.