"Остальных" просят к диалогу с властью

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров
Россия, Санкт-Петербург. V Сенатские чтения на тему "Правительствующий Сенат Российской Империи: суд времени". На снимке: Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ.

Высокопоставленные чиновники принялись призывать к диалогу с оппозицией. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко вызвалась быть переговорщицей, председатель КС РФ Валерий Зорькин предложил "общественные комитеты", один из которых, похоже, создается под названием "Остальная Россия".

Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин выступил в "Российской газете" со статьей, посвященной, как он пишет, "кризисному, глобальному и российскому политико-юридическому контексту, в который погружены мы все". Текст посвящен массовым митингам за честные выборы.
Зорькин полагает, что собирающиеся на площадях демонстранты по сути объявили себя "более равными" гражданами и претендуют на смену власти нелегитимным путем, игнорируя мнение большинства народа. "В качестве альтернативы правовым, пусть далеко не всегда совершенным судебным процедурам лидеры "креативного класса" предлагают катастрофически антиправовой подход, в котором якобы нелегитимные органы власти предлагается заменять при помощи очевидно еще менее легитимной неправовой процедуры", - восклицает председатель КС.
Традиционно для представителей власти он ссылается на гражданскую войну в Ливии и Сирии - именно к этому, намекает Зорькин, может привести продолжение митингов. Судья указывает на то, что и в США на выборах фиксируется множество нарушений. "На американских президентских выборах 2008 года зафиксированы десятки тысяч нарушений. Только в одном штате Миннесота по жалобам на эти нарушения были возбуждены многие сотни судебных дел, и по 113 эпизодам вынесены обвинительные судебные решения, - пишет Зорькин. - На первичных выборах кандидатов-республиканцев в США в штате Айова несколько дней назад избиратели обратились в суд по поводу нарушений подсчета голосов на 131 участке, и после пересчета было объявлено, что победу одержал не Митт Ромни, а Рик Санторум".
По мнению Зорькина, разница в правовой культуре заключается в том, что в США люди обращаются в суд, а не выходят на улицы. Он не говорит, заключается ли она еще и в количестве возбужденных уголовных дел и вынесенных обвинительных решений судов - в России, напомним, число дел  измеряется единицами. В Горсуде Петербурга сейчас тоже слушается несколько дел о пересчете голосов, результат станет известен, скорее всего, весной.
Председатель КС, тем не менее, считает, что необходим "широкий и содержательный диалог между всеми ветвями власти и гражданским обществом - всем обществом, а не только той его частью, которая объявляет себя "креативным классом". В качестве примеров он приводит "общественные комитеты" в странах Латинской Америки и "общенациональные форумы представителей политических партий, профсоюзов и других массовых общественных организаций, как это было в Испании в период подготовки "Пакта Монклоа" о национальном примирении" (этот пакт, отметим, подписывался после падения режима Франко - все-таки так далеко в России ситуация пока не зашла).
К диалогу призвала и спикер Совета федерации Валентина Матвиенко. Более того, она предложила свои услуги: "У меня есть большой опыт общения с неправительственными, общественными организациями. Я люблю такие контакты. Если будет такое желание, я готова участвовать в диалоге", - заявила Матвиенко. По ее мнению, митингующие тоже должны выражать готовность к диалогу и "не раскачивать лодку".
Нечто вроде зорькинского "общественного комитета" сейчас, вероятно, как раз создается. О себе заявило движение со странным названием "Остальная Россия" которое выступило "за кардинальную реформу отношений между государством и обществом" и "за введение гражданского контроля над всеми ветвями власти и наиболее значимыми общественными процессами". В числе первых движение поддержали известный прокремлевский политолог и телеведущий Максим Шевченко и актер Иван Охлобыстин, в прошлом году нашумевший своей "Доктриной-77". В тот же день Шевченко выступил и на организованных "Единой Россией" дебатах, заявив, что Госдума должна получить контроль над проведением выборов". В этих дебатах отказались принять участие представители оргкомитетов за честные выборы, за что подверглись критике единороссов.