Считают каждую копейку

Автор фото: Асмолов Евгений

При транспортировке наиболее высокие риски связаны с хищением, грабежом, а также повреждением груза. В последние годы таких случаев фиксируется все больше.

Дело не в том, что грабить или портить груз стали чаще, а в том, что страхователи теперь обращаются в страховые компании даже по мелким случаям, на которые раньше закрывали глаза. Например, из-за недостатка упаковки и плохого размещения растрясло груз. Также увеличилось количество заявляемых мелких краж.
"Частота возникновения убытков может быть связана с частными факторами - погодными условиями, криминогенной обстановкой в конкретном регионе и прочее", - замечает Дарья Туркина, начальник отдела страхования грузов СК "РОСНО".
Наиболее рисковыми, как и раньше, являются автомобильные перевозки. Для автоперевозок характернее хищение груза и его повреждение в результате ДТП, для морских перевозок - подмочка груза и порча при погрузке и выгрузке, а также при хранении в портах в пути следования. "Все большую долю в страховании грузов занимает высокотехнологичное оборудование, а доля товаров народного потребления снижается", - говорит Сергей Семенков, директор департамента страхования судов и грузов "КИТ Финанс Страхование". По его оценке, если раньше доля оборудования в общем объеме застрахованных грузов составляла 10%, то сегодня она выросла до 30%. Эту тенденцию эксперт связывает с обновлением основных фондов компаний в последние годы.
Страховщики рекомендуют использовать только проверенных контрагентов (фирмы-перевозчики и водители), осуществлять контроль цепочки экспедитор - перевозчик.
"Немаловажно, чтобы остановка и стоянка производились на специально предназначенных местах, - отмечает Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона "Ренессанс страхование". - Крайне желательно, чтобы двери фургона были обращены к неподвижному объекту - зданию или стационарному забору". Необходимо, чтобы ценный груз сопровождали представители грузовладельца или нанималась охрана. Помогает предотвратить кражу установка системы мониторинга, благодаря которой отлеживается маршрут, скорость движения, время и места стоянок автотранспорта.
Владельцы грузов нередко сталкиваются с мошенничеством при заказе перевозки. Нередки случаи, когда найденный по объявлению перевозчик пропадает с грузом. Еще одна форма мошенничества - фирмы-двойники. "Перевозчик" представляется известной фирмой и подтверждает репутацию фальшивым комплектом документов, которые схожи с настоящими. Со стороны клиентов страховых компаний случаи мошенничества также фиксируются, хотя и нечасто.
Встречается инсценировка хищения - пропажа груза, существующего только на бумаге. Так, в сентябре этого года компания "Спасские ворота" раскрыла мошенничество на рекордно крупную для Петербурга сумму - 72 млн рублей. Договор страхования груза был заключен в конце 2010 года, через неделю груз был "украден". Подозрения у сотрудников службы безопасности страховой компании вызвала скорость кражи, а также специфичность использования груза (генераторные лампы), что затрудняет его сбыт.
Основным сдерживающим фактором для страхования грузов является недоверие большинства потенциальных клиентов к страховщикам. Если в развитых странах под страховой защитой находится более 90% перевозимых грузов, то в России - только 5-7% (внутренние перевозки). Даже эта цифра может быть завышена, так как часть перевозок осуществляется без надлежащего оформления. Развитию страхования грузов также препятствует различие в условиях ведущих отечественных страховщиков. Наличие одинаковых условий существенно облегчило бы взаимодействие между страховыми компаниями и их клиентами.