Экспресс-доставка: свои против чужих

Автор фото: Кульгун Андрей

На рынке экспресс-доставки происходит два основных процесса - рост и реструктуризация. Небольшие компании сгорают или поглощаются более крупными.

По оценкам экспертов РБК и CEP Research, первая половина 2011 года для отрасли экспресс-доставки в России была весьма перспективной. Исследования показывают, что в целом рынок не только вернулся, но и превысил докризисный уровень - как в денежном выражении, так и по объемам грузов (при том что на ряде европейских рынков восстановление до уровня 2008 года произошло только по объемам). На данный момент в общем объеме транспортно-логистических услуг доля сегмента экспресс-доставки в среднем составляет около 2%, тогда как в Европе на долю срочных перевозок приходится не менее 4% (данные РБК). Это свидетельствует о том, что в России данное направление далеко от насыщения и весьма перспективно.
Сегодня рынок быстрой доставки отправлений представлен следующим образом: примерно 70% контролируют представители транснациональных компаний: DHL, TNT Express, Federal Express, United Parcel Service. Представители так называемой большой четверки имеют филиалы во всех странах мира. Одним из преимуществ международных экспресс-операторов на локальных рынках является их глобальная инфраструктура, предоставляющая компаниям любого масштаба и вида деятельности выход на рынки других стран.
Конкуренцию международным лидерам составляют российские курьеры: ежегодно рынок экспресс-доставки внутри страны увеличивается на 30%, отчасти столь бурный рост продиктован тем, что стоимость входа на него незначительна.
Из отечественных компаний уверенно себя чувствуют такие, как City Express, Pony Express, "Гарантпост-экспресс", "СПСР-Экспресс". Российские операторы имеют мощные региональные сети, также оказывают услуги международных отправлений, но в основном специализируются на курьерской доставке между Петербургом и Москвой, поскольку именно там зарегистрировано и работает большое количество юридических лиц.
"Это не столько противостояние, сколько конкуренция, - рассказывает Кирилл Калмыков, исполнительный директор компании "Экспресс Точка Ру". - Есть ниши, и компании определенного уровня занимают их: они не претендуют на что-то большее, но и не согласны на меньшее".
По мнению ведущих операторов, в будущем конкуренция будет строиться не столько на инфраструктуре, поскольку она будет идентична у всех операторов, сколько на соотношении двух факторов: опыта клиента от сотрудничества с конкретной компанией и стоимости услуги. Конечно, игроки не говорят о ценовых войнах, но и не скрывают, что крупные международные компании, имеющие сегодня сильные позиции на локальном рынке, возможно, уступят местным операторам, поскольку конкурировать по цене с ними будет все сложнее и сложнее.