Компактный общепит

Автор фото: Яковлева Елена

Операторы сетей фастфуда в Петербурге экспериментируют с форматом ресторанов. На это их вынуждают дефицит подходящих помещений и растущая конкуренция.

Помещений для развития фастфуда в Петербурге катастрофически не хватает. Операторы общепита приспосабливают форматы под существующие места, запуская мини–кафе.
Московская "Планета гостеприимства", франчайзи американской сети "Сбарро", запустила новый мини–формат, "Сбарро", площадью около 30 м2.
Первые два кафе в новом формате в Петербурге начали работу в прошлом году. В этом году планируется запуск 10 "Сбарро". В новом формате кафе будут работать там, где условия не позволят разместить полноценный ресторан, не только на фуд–кортах, но и в стрит–ретейле, говорит Павел Логинов, директор департамента по стратегическому развитию "Сбарро".
Площадь стандартного "Сбарро" — от 100 м2, новый втрое меньше. Основа предложения — пицца, салаты, напитки (в стандартном "Сбарро" есть и горячие блюда). Средний счет составляет 150 рублей, в обычном "Сбарро" — 225 рублей.
Объем инвестиций в открытие нового формата в разы ниже, чем в традиционный ресторан "Сбарро": 1,5–2 млн рублей (вложения в ресторан на фуд–корте — 5–6 млн рублей). Как ожидают в компании, изменение формата позволит развивать "Сбарро" в спальных районах, открывать объекты в небольших торговых центрах на окраинах.
Развитие новых форматов идет с прицелом на продажу по франшизе, но в Петербурге "Сбарро" работает без участия партнеров, говорит Павел Логинов.
Subway  тоже пытался экспериментировать с маленькими форматами — в 2010 г. в Петербурге был открыт передвижной фургон Subway на Сенной пл. Однако развивать это направление компания не будет, сообщил Геннадий Кочетков, вице–президент по развитию бизнеса Subway Russia.
По его словам, ограничения по площади потребовали изменений в принципах ведения бизнеса Subway, в частности отказа от выпечки хлеба. "Было решено, что формат киоска компания будет использовать ограниченно, например на мероприятиях", — сказал Геннадий Кочетков. По его мнению, компании "Сбарро" придется сильно менять формат и переходить на централизованную подготовку коржей для пиццы, так как маленькая площадь не позволит хранить муку.
Развитие на фуд–кортах в этом году стало приоритетным для многих участников рынка общепита Петербурга, что связано в том числе с проблемами поиска подходящих помещений.
Шесть точек в крупнейших торгово–развлекательных комплексах города планирует в начале года открыть "Крошку–картошку". Приоритет фуд–кортам отдает и сеть "Колобок".
Зачастую цена аренды чрезвычайно раздута, ресторан сталкивается с неприемлемыми условиями арендодателей, отмечает Егор Гурник, директор по развитию сети Hesburger в России (один из ресторанов в ТЦ "Гулливер"). Рынок фастфуда, по оценкам экспертов, растет на 15% в год, выдержать жесткую конкуренцию позволит только взвешенная концепция.