Импорт отрегулирует цены

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Стоимость бетона в Петербурге меняется в зависимости от времени года. Правда, начав расти вместе с температурой воздуха весной, ближе к зиме цены падают крайне неохотно. Существующую проблему может решить импортное сырье, которое уже проникает на территорию Северо-Западного региона.

Ежемесячное потребление бетона в Петербурге зависит от сезонности. По объективным причинам, как технологическим, так и экономическим, в зимнее время спрос и потребление падают на 20-30%. По подсчетам аналитиков компании "СТК ПРОК", городские стройки ежемесячно потребляют около 1,2 млн м3 бетона.
Cегодня на петербургском рынке бетона работает около 20 крупных производителей. Их суммарная доля на рынке превышает 70%. Среди крупнейших производителей бетона можно отметить "Объединение 45", ББК, "Молодой ударник", "Ленстройдеталь", "ЭКОПРОМ", "ЛуяБетон". Остальные 30% приходится на небольшие компании.
За 2011 год цены на этот материал выросли на 31%. Среднерыночная цена за кубометр бетона марки В-25 сегодня составляет 3,46 тыс. рублей без доставки. Рост цен на бетон, как и его потребление, носит сезонный характер. "На протяжении первых 5 месяцев цены практически не менялись, а в июне выросли на 13%, - говорит генеральный директор компании "УНИСТО Петросталь" Арсений Васильев. - В июле - еще на 5%. В августе динамика роста цен на бетон замедлилась. Повышение составило всего 2%, в сентябре - 0,8%. В октябре цены начали падать. Снижение составило 2,6%. До конца года мы ожидаем, что они понизятся еще на 2-3%".
Если прогнозируемое снижение и произойдет, то очевидно, что к прежним показателям цена не вернется. Причина - в подорожании компонентов, необходимых для производства бетона: песка, щебня, воды, цемента и некоторых химических добавок. "Цемент - вот основное сырье, необходимое для изготовления бетона. Его стоимость напрямую зависит от динамики цен на цемент, - говорит руководитель отдела оптовых продаж цемента "СТК ПРОК" Борис Соколов. - Летом цены на цемент в Петербурге и Ленинградской области подскочили на 23-27%. Ситуация с ценами вызвана практически монопольным положением как производителей цемента, так и перевозчиков вкупе с сезонным ажиотажным спросом".
Для потребителей, расположенных на расстоянии более 200-300 км от цементного завода, высока вероятность сезонного роста транспортной составляющей в цене цемента. Совокупность этих факторов диктует рынку рост цен, что привлекательно для зарубежных поставщиков.
По словам Бориса Соколова, сегодня начинает увеличиваться доля импорта. Пока он оседает на Дальнем Востоке и юге России. Однако в случае дальнейшего роста цен объемы поставок и их география могут существенно расшириться. Отчасти из-за того, что логистика импортных поставок зачастую оказывается более удобной, чем поставки из других регионов России. По данным "СТК ПРОК", за первые 6 месяцев 2011 года в Петербург и Ленобласть было по­ставлено почти 0,4 млн т цемента из регионов, не входящих в СЗФО. В том числе более 100 тыс. т импортного цемента, главным образом из Прибалтики.
Впрочем, нет худа без добра. Пусть материал продается и по более высокой цене, но дефицита бетона петербургские строители не ощущают. Порой возникает вопрос к качеству товара и организации работы производителей с заказчиками.
По словам Арсения Васильева, проблемы возникают в основном из-за большого количества крохотных заводов, которые выпускают бетон сомнительного качества. Хотя чаще всего этот бетон применяется для бытовых целей горожан - ни один ответственный строитель с бетоном, качеству которого он не доверяет, работать не будет. "У надежных производителей условия разняться в основном в отношении построения работы с клиентами, - говорит Арсений Васильев. - Насколько они способны организовать для клиента удобный график поставок, обеспечить надежность этих поставок, предложить отсрочки по оплате и т.д.".