Бизнес при вузах

Автор фото: Байгушева Антонина

Малые предприятия при вузах призваны коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности. Процесс запущен, но идет медленно. Мешают стереотипы.

Идея создания инновационных предприятий при вузах - очень перспективное направление, уверены эксперты. Фирмы разрешается создавать и в системе Академии наук, и в любых бюджетных образовательных и научных организациях.
"На наш взгляд, у малых предприятий при вузах Петербурга серьезные перспективы, так как наш город сохранил и активно развивает научный и кадровый потенциал", - говорит Сергей Верединский, научный руководитель Управления по инновациям ИНЖЭКОНа.
Несмотря на потенциал, существует объективное разделение: пока успешными в инновациях являются в основном технические вузы, которые накопили значительный задел разработок и теперь заняты их коммерциализацией.
"Экономические вузы технических разработок, как правило, не имеют, поэтому в настоящее время среди успешных инновационных вузов практически нет экономических", - отмечает Сергей Верединский.
По словам Марины Сухоруковой, заведующей кафедрой технологического предпринимательства и управления инновациями СПбГУ ИТМО, в академическом сообществе все говорят, что большинство таких фирм (уже созданных) не работают, что они созданы "для галочки". "Это правда, но нужно просто дать время вузам и НИИ, чтобы этот механизм, ставший возможным благодаря Федеральному закону №217, заработал", - говорит Марина Сухорукова. Она уверена, что это не может произойти быстро, так как менталитет, а следовательно, и система ценностей, поведенческие стереотипы работников высшей школы и НИИ складывались очень долго.
Позитивные сдвиги в реализации закона существуют. Например, ИНЖЭКОНом уже подготовлен портфель проектов создания 10 малых инновационных предприятий к декабрю 2011 года. Фирмы планируется зарегистрировать до конца 2011 года.
Речь идет о предприятиях двух типов: тех, которые обеспечивают предпринимательскую инфраструктуру вуза. Это маркетинговое агентство, консалтинговая компания, центр развития компетенций персонала, центр инновационных образовательных продуктов и услуг, тренинговая компания.
Предприятия второго вида имеют или продуктовую, или отраслевую направленность деятельности - внедряют конкретные технологии или продукты. Это компании по продвижению трехмерных геоинформационных систем (3D-моделирование), внедрению систем управления голосовой и видеосвязью в ip-сетях (инфокоммуникации), а также занимающиеся инновациями в сфере ЖКХ, и другие проекты. "Мы создаем свой собственный бизнес-инкубатор для поддержки проектов студентов. Также мы уже подготовили второй портфель проектов создания МИПов в начале 2012 года", - говорит Сергей Верединский.
Сотрудниками и резидентами межвузовского студенческого бизнес-инкубатора для технологических компаний было создано шесть малых предприятий. Фирмы работают в отраслях IT и энергосбережения.
Эксперты отмечают, что малые компании есть практически во всех вузах, однако назвать их точное число не берутся. Ускорить процесс создания новых фирм может снижение налогового бремени, упрощение процедур оформления всевозможных отчетностей. А также предусмотренная в бюджете возможность осуществлять единичные пилотные внедрения разработок на объектах города.
Денис Нечаев, директор по развитию бизнес-инкубатора QD, аспирант НИУ ИТМО:
"Трудность при создании малых фирм при вузах в том, что отсутствует достаточно весомая мотивация для широкого круга потенциальных участников процесса (случаи, когда людям нужна льготная аренда площадей или оборудования в университете, мы не рассматриваем). Что нужно сделать, чтобы создавалось больше фирм? Скорее всего, это не лежит в рамках полномочий городского правительства. Например, нужно реализовать ряд мер, направленных на заметное снижение налогового бремени и упрощение процедур оформления всевозможных отчетностей. Из реального - давать гранты, на которые не надо 2 месяца писать заявку, а потом еще столько же отчитываться за ее выполнение, а выстраивать рабочий механизм отбора достойных кандидатов с приглашением экспертов из "сообщества". Может быть, предусмотреть в бюджете возможность осуществлять единичные пилотные внедрения разработок на городских объектах. Университетам надо сделать всего одну вещь - заинтересовать людей проявлять инициативу и зарабатывать деньги, а также создать систему поиска таких кадров, поддержки и сопровождения их разработок. Можно ли это сделать быстро? Не знаю. Бизнесу необходимо осознать необходимость поддержки университетов и конкретных групп и людей внутри них".