Страховщики ищут работу

Автор фото: Trend/Евгений Асмолов

Топ-менеджеры филиалов страховых компаний переходят в малоизвестные филиалы, ранее не работавшие на открытом рынке. Там они добиваются значительных успехов.

Эксперты говорят о тенденции, которая началась еще в прошлом году: успешные директора крупных филиалов уходят в незаметные компании, чтобы развивать там рыночные виды страхования.
Несколько подобных переходов состоялись во второй половине 2011 г. Глава Северо-Западной дирекции СК "Россия" Татьяна Шувалова перешла в дочернюю компанию Внешпромбанка - "Проминстрах". Руководитель филиала СК "Уралсиб" Кирилл Павлов перешел на ту же должность в "ВТБ-страхование". По словам экспертов, несмотря на известного акционера, "ВТБ-страхование" - незаметный игрок на открытом рынке.
Олег Ольнев, бывший директор филиала "Югория", который входит в топ-10 по сборам в Петербурге, перешел на работу в СК "Евросиб-Страхование" (ранее - "Ариадна") на должность заместителя генерального директора. У "Евросиб-Страхования" незначительные сборы в Петербурге (7,5 млн рублей за 9 месяцев 2011 г.) и по России (409 млн рублей за тот же период, большая часть денег собирается в Москве).
Задача у Олега Ольнева - усилить присутствие "Евросиб-Страхования" в двух столицах и нарастить к концу 2012 г. сборы в Петербурге до 200-300 млн рублей за счет страхования имущества, ОСАГО и грузов. Штат местного филиала будет увеличен с нынешних шести до 40 человек.
Насколько успешны такие кадровые перестановки, можно судить по прошлогодним переходам. Директор филиала РСТК Виктор Луньков до ноября 2010 г. возглавлял местный филиал компании "Оранта". За год сборы РСТК выросли в 10 раз, до 161 млн рублей.
Осенью прошлого года Галина Максимова, возглавлявшая филиал СК "Россия", заняла аналогичную должность в СК "Транснефть". За год сборы у "Транснефти" выросли почти в 4 раза, до 147 млн рублей.
Основные причины, по которым топ-менеджерам становится неуютно в крупных компаниях, - это диктат московского руководства, которое строит "страховую вертикаль". В целях борьбы с коррупцией директоров филиалов лишают самостоятельности. Их полномочия ограничены в выплатах, маркетинговую стратегию и даже тактику диктует Москва. В результате эти действия сковывают инициативу директора и компания становится менее конкурентоспособной.
Когда перед успешным топ-менеджером встает выбор нового места работы, он склонен выбирать неразвитую компанию, чтобы доводить ее до ума. "Предпочтительнее возглавить филиал мелкой компании, чем крупной, - считает Галина Разбитскова, генеральный директор СК "Авеста". - В результате руководитель реализует свою стратегию, приводит своих клиентов и использует свои наработки".
В отличие от других отраслей бренд страховой компании мало влияет на выбор клиента. В каско для большинства клиентов главное - это цена полиса, а не репутация страховщика, поскольку во многих случаях выгодоприобретателем по полису является банк, выдавший кредит на покупку автомобиля. В корпоративном страховании решающее значение имеет репутация руководителя.
Некрупным нужны опытные директора, которые знают, как выходить на рынок с нуля. "Первый этап очень тяжелый, чтобы преодолеть недоверие к новому игроку, нужен опыт работы руководителя", - заключает Галина Максимова, директор филиала СК "Транснефть".