Эргономика пытается найти себе мягкое место

Фирму "Лето" российские и иностранные предприниматели называют "островком социализма". Это крупнейшее тепличное хозяйство на Северо-Западе занимает площадь 60 га.

Фирму "Лето" российские и иностранные предприниматели называют "островком социализма". Это крупнейшее тепличное хозяйство на Северо-Западе занимает площадь 60 га. Генеральный директор АОЗТ "Лето" Раиса Штрейс застала "старые" и "новые" времена: она работает в хозяйстве 50 лет, из них 36 возглавляет предприятие.
- Реально ли в современных условиях создать хозяйство, подобное вашему? - Новое предприятие оказалось бы даже в лучшем положении, чем мы. Сегодня существуют серьезные технические подвижки в конструкциях теплиц: зарубежные парники расходуют значительно меньше тепла, чем наши, за счет компьютеризации, более рационального размещения тепловых приборов, новых материалов. Если построить новые теплицы, они дадут урожай в 1,5 раза выше, чем наши. Но для этого нам нужны серьезные капвложения - не менее 300 млн рублей (из расчета 5-6 млн рублей на 1 га), которыми мы, к сожалению, не располагаем, а существующие проценты за кредиты для нас непомерно высоки. Голландцы, например, через 15 лет эксплуатации теплицы ее уничтожают, считая, что оборудование устарело. Нашим парникам по 28-30 лет, но мы продолжаем их латать. Стараемся выкручиваться за счет технического переоснащения хозяйства. Например, в 2000 году переоборудовали систему обогрева в теплицах на площади 6 га. По новой технологии, форточки открываются и закрываются автоматически, в зависимости от температуры воздуха. Благодаря этому мы достигли прибавки урожая и экономия газа составила около 20%.
- Одно время в Петербурге пропали шампиньоны "от фирмы "Лето". Чем это было вызвано? - Прежде мы все делали сами, в том числе и грибной субстрат. Для этого нужна солома определенного качества, но наша северная солома с подсевом трав не "вызревает". В западных хозяйствах субстрат делают специализированные хозяйства. Сейчас мы работаем с финской фирмой и покупаем субстрат, уже зараженный мицелием. По урожайности мы находимся на уровне финской фирмы: за один оборот снимаем 21 кг шампиньонов с 1 м2. В год получается около пяти оборотов, таким образом, с 1 м2 получаем 110-120 кг грибов в год. Это очень выгодное производство как по рентабельности, так и с точки зрения сезонности: спрос растет. Еще недавно мы не могли весь урожай пропустить через Петербург, излишки отправляли в Москву. В последние месяцы наблюдается динамика роста потребления грибов в нашем городе. В 2000 году мы на 10% расширили "грибные" площади.
- Как строится кадровая политика фирмы? - Работники, выращивающие растения, получают зарплату в зависимости от количества полученной продукции. Помимо того, существует премии за выполнение плана. Другая категория работников - слесари, электрики, получают вознаграждение по результатам бригады. Мы пробовали индивидуальную систему оплаты труда, было много сторонников этого метода. Но я не в их числе: сама конструкция теплиц изначально предусматривает групповую работу. Например, внутри парника крайние секции всегда несколько холоднее, а значит, менее урожайные. Да и вообще, чувство коллективизма очень влияет на результаты работы. Стараемся отдыхать вместе. Как и раньше, делаем выезды за грибами, устраиваем праздники внутри звеньев, бригад. Человек проводит много времени на работе и очень важно, в какой психологической среде он находится. Впервые за многие годы мы столкнулись с нехваткой кадров. Сейчас вступили в фазу, когда у работников наступает предельный возраст для работы. Учебных заведений, готовящих кадры для сельского хозяйства, в городе практически не осталось. Мы нашли два близких по профилю училища - 89 и 14, заключили с ними договоры, и недавно первые группы ребят прошли у нас практику.
- Во многих магазинах импортные помидоры и огурцы выдают за вашу продукцию. Как вы решаете эту проблему? - Это наша головная боль: под маркой "Лета" "работают" все кому не лень. Сейчас решаем этот вопрос, возможно, будем метить свою продукцию. Делать это с ящиками бесполезно: их потом опять-таки станут использовать недобросовестные продавцы. За рубежом популярны наклейки на фруктах, возможно, мы воспользуемся этим методом.
- После банкротства "Виадука" под угрозой оказался жилой дом, заказчиком которого вы являлись. Как удалось выйти из положения? - Вокруг фирмы "Лето" сложился обособленный жилой массив - дома, магазины, пытаемся открыть аптеку, но нет ничего для молодежи - ни культурного, ни спортивного центра. Подобный комплекс мы начали строить еще лет 10 назад. Но деньги кончились, и стройка встала. Получить помощь от города нереально. У нас была подготовленная площадка для строительства жилья, и мы решили действовать сами - заработать денег на строительстве этого дома и пустить их на достройку культурно-оздоровительного комплекса. Вот тогда-то мы и заключили договор с фирмой "Виадук". Когда узнали, что наш генподрядчик обанкротился, приняли меры, чтобы инвесторы, вложившие средства в дом на нашей площадке, не пострадали. Практически всех инвесторов, а это 170 человек, мы постепенно переоформляем и берем обязательства на себя по заселению, оформлению в собственность жилья, и я сегодня могу твердо сказать, что ни одна семья, которая инвестировала в этот дом через "Виадук", не пострадает. Госкомиссия практически приняла дом. Самое главное - не бросать начатое дело несмотря ни на какие сложности.