00:0022 января 200100:00
00:0022 января 2001
Фирму "Лето" российские и иностранные предприниматели называют "островком социализма". Это крупнейшее тепличное хозяйство на Северо-Западе занимает площадь 60 га.
Фирму "Лето" российские и иностранные предприниматели называют "островком
социализма". Это крупнейшее тепличное хозяйство на Северо-Западе занимает
площадь 60 га.
Генеральный директор АОЗТ "Лето" Раиса Штрейс застала "старые" и "новые"
времена: она работает в хозяйстве 50 лет, из них 36 возглавляет предприятие.
- Реально ли в современных условиях создать хозяйство, подобное вашему?
- Новое предприятие оказалось бы даже в лучшем положении, чем мы. Сегодня
существуют серьезные технические подвижки в конструкциях теплиц: зарубежные
парники расходуют значительно меньше тепла, чем наши, за счет компьютеризации,
более рационального размещения тепловых приборов, новых материалов. Если
построить новые теплицы, они дадут урожай в 1,5 раза выше, чем наши. Но для
этого нам нужны серьезные капвложения - не менее 300 млн рублей (из расчета 5-6
млн рублей на 1 га), которыми мы, к сожалению, не располагаем, а существующие
проценты за кредиты для нас непомерно высоки.
Голландцы, например, через 15 лет эксплуатации теплицы ее уничтожают, считая,
что оборудование устарело. Нашим парникам по 28-30 лет, но мы продолжаем их
латать. Стараемся выкручиваться за счет технического переоснащения хозяйства.
Например, в 2000 году переоборудовали систему обогрева в теплицах на площади 6
га. По новой технологии, форточки открываются и закрываются автоматически, в
зависимости от температуры воздуха. Благодаря этому мы достигли прибавки урожая
и экономия газа составила около 20%.
- Одно время в Петербурге пропали шампиньоны "от фирмы "Лето". Чем это было
вызвано?
- Прежде мы все делали сами, в том числе и грибной субстрат. Для этого нужна
солома определенного качества, но наша северная солома с подсевом трав не
"вызревает". В западных хозяйствах субстрат делают специализированные хозяйства.
Сейчас мы работаем с финской фирмой и покупаем субстрат, уже зараженный
мицелием. По урожайности мы находимся на уровне финской фирмы: за один оборот
снимаем 21 кг шампиньонов с 1 м2. В год получается около пяти оборотов, таким
образом, с 1 м2 получаем 110-120 кг грибов в год.
Это очень выгодное производство как по рентабельности, так и с точки зрения
сезонности: спрос растет. Еще недавно мы не могли весь урожай пропустить через
Петербург, излишки отправляли в Москву. В последние месяцы наблюдается динамика
роста потребления грибов в нашем городе. В 2000 году мы на 10% расширили
"грибные" площади.
- Как строится кадровая политика фирмы?
- Работники, выращивающие растения, получают зарплату в зависимости от
количества полученной продукции. Помимо того, существует премии за выполнение
плана.
Другая категория работников - слесари, электрики, получают вознаграждение по
результатам бригады. Мы пробовали индивидуальную систему оплаты труда, было
много сторонников этого метода. Но я не в их числе: сама конструкция теплиц
изначально предусматривает групповую работу. Например, внутри парника крайние
секции всегда несколько холоднее, а значит, менее урожайные.
Да и вообще, чувство коллективизма очень влияет на результаты работы. Стараемся
отдыхать вместе. Как и раньше, делаем выезды за грибами, устраиваем праздники
внутри звеньев, бригад. Человек проводит много времени на работе и очень важно,
в какой психологической среде он находится.
Впервые за многие годы мы столкнулись с нехваткой кадров. Сейчас вступили в
фазу, когда у работников наступает предельный возраст для работы. Учебных
заведений, готовящих кадры для сельского хозяйства, в городе практически не
осталось. Мы нашли два близких по профилю училища - 89 и 14, заключили с ними
договоры, и недавно первые группы ребят прошли у нас практику.
- Во многих магазинах импортные помидоры и огурцы выдают за вашу продукцию. Как
вы решаете эту проблему?
- Это наша головная боль: под маркой "Лета" "работают" все кому не лень. Сейчас
решаем этот вопрос, возможно, будем метить свою продукцию. Делать это с ящиками
бесполезно: их потом опять-таки станут использовать недобросовестные продавцы.
За рубежом популярны наклейки на фруктах, возможно, мы воспользуемся этим
методом.
- После банкротства "Виадука" под угрозой оказался жилой дом, заказчиком
которого вы являлись. Как удалось выйти из положения?
- Вокруг фирмы "Лето" сложился обособленный жилой массив - дома, магазины,
пытаемся открыть аптеку, но нет ничего для молодежи - ни культурного, ни
спортивного центра. Подобный комплекс мы начали строить еще лет 10 назад. Но
деньги кончились, и стройка встала. Получить помощь от города нереально. У нас
была подготовленная площадка для строительства жилья, и мы решили действовать
сами - заработать денег на строительстве этого дома и пустить их на достройку
культурно-оздоровительного комплекса. Вот тогда-то мы и заключили договор с
фирмой "Виадук". Когда узнали, что наш генподрядчик обанкротился, приняли меры,
чтобы инвесторы, вложившие средства в дом на нашей площадке, не пострадали.
Практически всех инвесторов, а это 170 человек, мы постепенно переоформляем и
берем обязательства на себя по заселению, оформлению в собственность жилья, и я
сегодня могу твердо сказать, что ни одна семья, которая инвестировала в этот дом
через "Виадук", не пострадает. Госкомиссия практически приняла дом. Самое
главное - не бросать начатое дело несмотря ни на какие сложности.