Роспатент опроверг опасения компаний о необходимости платить за использование "смайликов"

Автор фото: smileyland.com

Смайлик как отдельное обозначение не способно индивидуализировать производителя и не может выполнять функцию товарного знака, в связи с чем компании, использующие этот знак в своих названиях не могут требовать компенсации с других компаний, которые применяют этот знак как отдельное изображение, сообщил "РИА Новости" представитель Роспатента.

Сообщение газеты "Коммерсант" о том, что компания "Суперфон", зарегистрировавшая в Роспатенте товарный знак в виде "смайлика", собирается требовать компенсации с тех, кто использует их, вызвало много возражений в российской блогосфере. Так, по сообщениям газеты, компания заявляла о намерениях принудить к оплате "Корбину Телеком", Nestle, "Макдональдс" и "Одноклассники".Роспатент опроверг опасения компаний о необходимости платить за использование "смайликов"
Представитель Роспатента попытался успокоить общественность, сообщив "РИА Новости", что изобразительный элемент в виде улыбающегося лица композиционно включен в словесный элемент (в слово "Суперфон"), в связи с чем товарный знак охраняется в целом, без специальной дискламации (исключения из охраны данного изображения).
"Вместе с тем, если рассматривать отдельно данный элемент, называемый смайликом, то он в целом не обладает различительной способностью, так как широко используется в различных областях гражданского оборота как способ передачи невербальной (эмоциональной информации). Улыбающийся смайлик-колобок отражает позитивное настроение и используется как общепринятый символ как в сети Интернет, так и при различных способах электронной адресации, при рекламе товаров и услуг", — отметил собеседник агентства.
"В отдельности обозначение — смайлик не способно индивидуализировать производителя и не может выполнять функцию товарного знака, в связи с чем не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании статьи 1483 Гражданского кодекса РФ", — сказал представитель Роспатента.
По его словам, практика проведения экспертизы заявок на товарные знаки показывает, что в составе словесных композиций смайлики, как элементы, присутствуют и в других товарных знаках. В свою очередь, партнер международной юридической фирмы Baker & McKenzie Евгений Ариевич сообщил, что согласно российскому законодательству право на товарный знак защищает его использование в коммерческом обороте.
"Что касается "Суперфона", то надо внимательно смотреть перечень услуг, в отношении которых зарегистрирован их товарный знак. Товарный знак "Суперфона" зарегистрирован как знак обслуживания, например услуги по рекламе", — сказал Ариевич.
Он также отметил, что "Суперфон" не сможет претендовать на выплату компенсаций от таких компаний, как Nestle и "Макдональдс", которые используют смайлик, поскольку они не используют этот знак в качестве рекламы. "У Nestle и "Макдональдс" смайлик не используется для рекламных услуг. На сайте Odnoklassniki.ru и в сервисе ICQ использование смайлика также не является коммерческим использованием и не служит средством индивидуализации производителя", — добавил Ариевич.
Напомним, что это не первая попытка получить права на смайлики. В 2005 году немецкая компания Siemens уже защитила в городском суде Санкт-Петербурга право использовать смайлики в своих сотовых телефонах, когда военный пенсионер Виктор Петров объявил себя "изобретателем смайликов" .