Экс-владельцы "Ленты" подумывают о новой сети

Автор фото: Trend/ Сергей Ермохин
Россия, Санкт-Петербург. Бизнесмен Август Мейер.

Экс–владелец "Ленты" Август Мейер ищет объекты для инвестиций в России. Его бизнес–партнер Дмитрий Костыгин ищет земельные участки для создания собственной сети.

Как рассказали "ДП" несколько участников рынка недвижимости, представители экс-владельца сети "Лента" Августа Мейера подыскивают участки для строительства сети гипермаркетов в Петербурге и Москве. Бывший владелец сети и его партнеры ищут, куда бы вложить $1,14 млрд, вырученные в конце лета за 44% акций "Ленты".
Бизнес–партнер Августа Мейера Дмитрий Костыгин, который, по оценке аналитиков, получил за почти 2% сети "Лента" $54 млн, подтвердил информацию о поиске земли. Он подчеркнул, что речь идет о его собственном проекте, в котором Август Мейер может выступить соинвестором. Дмитрий Костыгин отметил, что ищет участки площадью 3-5 га. "Во время конфликта в "Ленте" я не следил за земельным рынком, поэтому буду изучать ситуацию в течение 3-6 месяцев", – заявил он.
Дмитрий Костыгин готов реализовать проект, если будут найдены подходящие пятна по адекватной цене. Речь идет о формате гипермаркетов. Если участки найти не удастся, то бизнесмен будет рассматривать другие сферы для вложения инвестиций. "Например, в сельское хозяйство, но есть и другие идеи", – фантазирует Дмитрий Костыгин.
Август Мейер приехал в Петербург в 1999 году из США. Его первые инвестиции в России – покупка шести квартир в Центральном районе Петербурга, которые он позже стал сдавать в аренду. В 2002 году Август Мейер познакомился с Олегом Жеребцовым, основателем сети "Лента", который как раз искал инвестора, с 2001 года ведя переговоры с различными фондами. В 2002 году Август Мейер приобрел почти 41% "Ленты". На тот момент Олег Жеребцов рассматривал возможность проведения IPO. Впоследствии "Лента" так и не провела первичное размещение акций, а миноритарии сети рассказывали, что несостоявшееся IPO и стало одним из основных разногласий между двумя партнерами. В результате Олег Жеребцов в 2009 году продал свои 35,4% за $110 млн, а Август Мейер в 2011 году, объединившись с тремя миноритариями – Дмитрием Костыгиным, Сергеем Ющенко и Глебом Огнянниковым, реализовал 44% сети за $1,14 млрд.
Олег Жеребцов инвестировал средства в фармацевтический бизнес, а Август Мейер, по данным "ДП", рассматривает возможность остаться в ретейле.
Опрошенные "ДП" участники рынка по-разному отнеслись к вопросу о перспективах инвестиций в продуктовый ретейл.
Так, например, Василий Сопромадзе, экс-совладелец "Корпорации С", продавший активы в России в 2007 году ради развития бизнеса за границей, считает инвестиции в российский ретейл перспективными. "В начале 1990-х на центральной площади израильского городка Ашдот был только один гипермаркет. Сейчас их там 10. И все работают. Что уж говорить о России с ее 150 млн населения!" – говорит он. Он подчеркнул, что торговля – двигатель развития сельского хозяйства и промышленности.
Андрей Рогачев, основатель сетей "Пятерочка" и "Карусель", отметил, что последние 3 года за ситуацией в ретейле не следит, но считает Августа Мейера настоящим профи в инвестициях. "Количество заработанных им денег тому доказательство", – отмечает он.
В то же время экс-совладелец сети SELA Аркадий Пекаревский, продавший в 2010 году 45% сети своему брату Борису Остроброду, заявил, что строить новую торговую сеть не стал бы. "Время изменилось. И если ты уже был успешным в ретейле, не стоит испытывать судьбу еще раз", – уверен он, подчеркивая, что сейчас денег для развития проекта потребуется в разы больше, чем на заре развития российского рынка. "Логичнее вкладывать во что-то более спокойное и надежное, например в недвижимость, где доходность выше", – говорит он. Сам Аркадий Пекаревский вложил часть вырученных от продажи SELA денег в недвижимость и кондитерское производство в Петербурге.
По мнению финансового директора Jensen Group Джеймса Битти, репутация российского рынка недвижимости хуже, чем есть на самом деле. "Знающих инвесторов привлекают макроэкономические показатели и политическая стабильность в стране", – утверждает он.
По мнению гендиректора "Colliers СПб" Николая Казанского, на участке в 4 га можно построить гипермаркет площадью до 20 тыс. м2. Такой участок стоит около $5 млн (при наличии инженерных коммуникаций), само строительство обойдется еще в $20 млн. "Рынок Петербурга насыщен торговыми форматами и поделен. Новичкам дебютировать трудно: мало мест под новые объекты, и за покупателя идет война", – говорит гендиректор "Knight Frank Петербург" Николай Пашков. Эксперты NAI Becar в Петербурге отмечают, что в Москве к концу 2010 года насыщенность торговыми комплексами составила менее 100 м2 на 1000 человек, открытие еще одной торговой сети вполне обосновано. В Петербурге насыщенность приближается к высшей отметке – более 150 м2 на 1000 человек.
Аналитик TKB Capital Наталья Колупаева отмечает, что деньги, вырученные от продажи доли в "Ленте", позволят Дмитрию Костыгину инвестировать в строительство всего двух гипермаркетов под ключ. Проект может быть успешным, если инвестор имеет уникальные предложения по участкам и сможет занять их быстрее, чем федеральные розничные сети. В случае успеха в будущем, как запасной вариант, можно рассматривать продажу этих объектов "федералам". В Петербурге уровень конкуренции и проникновения сетей современных форматов высок по сравнению с другими регионами, наблюдается каннибализация траффика покупателей между сетями и форматами. Строительство с нуля сети гипермаркетов – это капиталоемкий бизнес с довольно длинным сроком окупаемости (более 8 лет) и конкурировать в Петербурге с федеральными игроками очень сложно.