Строители без "ЛЭКа"

Автор фото: Trend/Евгений Асмолов

С февраля 2012 г холдинг ЛЭК потеряет право на четыре своих товарных знака. Их правообладатель – компания Allen Marketing Ltd, зарегистрированная на Сейшельских островах, уведомила о расторжении лицензионного договора все компании группы ЛЭК и НДВ.

Allen Marketing Ltd в своем письме к руководству ООО "ЛЭК Строительная компания № 1" и ООО "НДВ-недвижимость" еще 24 октября уведомило компании о расторжении с ними договора на использование товарных знаков. В письме говорится (оно есть в распоржении dp.ru), что оффшор в мае 2010 года приобрел исключительные права на товарные знаки, которые строительный холдинг использовал с 2008 года (ранее они принадлежали совладельцу ЛЭК Андрею Рогачеву), и изучив ситуацию, решил прекратить отношения с петербургским застройщиком.
Директор по развитию ЛЭК Надежда Калашникова подтвердила, что компания получила уведомление. По ее словам, руководство холдинга провело  с Allen Marketing переговоры о продлении лицензии, но предложенные условия оказались слишком жесткими. "Нам проще было отказаться от бренда, чем его сохранить", - заявила она.  
Участники рынка считают, что скандал вокруг ребрендинга – это очередной виток конфликта между основателями ЛЭК Павлом Андреевым и Андреем Рогачевым, который может негативно повлиять на планы холдинга по IPO. Черная кошка между бизнесменами пробежала в 2009 году, когда Павел Андреев без ведома партнера стал генеральным директором головной компании холдинга - ООО "Аком" - и получил право совершать крупные сделки с активами ЛЭК  без согласования с ним. Андрей Рогачев утверждает, что потерял свою долю в компании и настаивает на введении общественного наблюдения над ЛЭК.
Представители Allen Marketing Ltd не комментируют свое решение и не сообщают, как они теперь собираются распорядиться брендом "ЛЭК".
"Павел Андреев своими действиями убил товарный знак. Так что использовать его новому собственнику будет тяжело. Как использовать бренд без связи с девелоперской компанией - не знаю. Не сосиски же ЛЭК производить...", - отмечает в беседес корреспондентом dp.ru Андрей Рогачев.
В минувший понедельник ЛЭК объявила о ребрендинге. Переименование в "Компанию Л1" руководство холдинга объяснило не возникшими трениями с новым собственником бренда, а подготовкой к IPO, которое планировали еще в 2008 году, но отложили из-за кризиса. Надежда Калашникова пояснила, что решение ребрендинге связано с тем, что название компании ЛЭК на английском языке звучит неудачно (слово lack обозначает недостаток чего-то, нехватку, отсутствие). "Инвестиционные банкиры посоветовали ребрендинг, и мы к ним прислушались. В подготовке к IPO нет мелочей", - пояснила Надежда Калашникова. По ее данным, размещение может пройти уже в следующем году. "Андеррайтера мы пока не выбрали. Подготовка – на начальной стадии. Так что о параметрах размещения говорить преждевременно", - говорит она.
Бывший собственник бренда ЛЭК Андрей Рогачев очень скептически отнесся к заявлениям руководства ЛЭК по поводу IPO. "Компания непрозрачная - даже отчетность по МСФО не ведет. Что она может предложить инвесторам кроме своих долгов!", - восклицает он.
Долги у ЛЭК, действительно приличные. Весной текущего года они оценивались в 4 млрд рублей. Сейчас ЛЭК активно продает земельный банк, чтобы расплатиться с кредиторами, основным из которых является Сбербанк ( в 2007 г ЛЭК привлек кредит на сумму 2 млрд рублей). В качестве обеспечения по договору ипотеки были заложены два участка — на Московском шоссе, 3 (9,2 га) и в Парголово (24,5 га). Первый участок в конце 2010 года на торгах РАД купила группа ЛСР за 1,075 млрд рублей. А второй был поделен на 10 частей и распродавался по кускам в течение текущего года. На данный момент продано 8 из 10 пятен на сумму более 1,1 млрд рублей. Оставшиеся два участка общей площадью более 4,5 га попадут на торги в начале следующего года. «До конца года долг перед Сбербанком будет полностью погашен», - утверждает Надежда Калашникова. Она также заявила, что раскрытие отчетности холдинга – как один из этапов подготовки к IPO – не за горами.
Сейчас, по оценке экспертов, ЛЭК стоит примерно $ 1 млрд. (до кризиса ЛЭК оценивали в $2 млрд  - по этой цене его в 2008 году собиралась купить московская группа компаний "ПИК"). Главная ценность компании – земельный банк – за последние годы сократился в два раза. До кризиса в земельном реестре ЛЭК было 293 участка, на которых можно было построить 4 млн м2 недвижимости. "Сейчас общая площадь зданий, которые можно возвести на оставшейся земле, сократилась до 2 млн м2", - говорит Надежда Калашникова. Общую площадь земли ЛЭК глава компании Павел Андреев сейчас оценивает в 100 га (по оценке АРИН, при средней стоимости 1 м2 в $300 земля компании стоит  8?-?10 млрд рублей).  "Большой беды в сокращении земельных запасов не вижу. Даже если мы будем ежегодно сдавать по 200 тыс.  м2 - а это докризисный уровень, - участков нам хватит более чем на 10 лет работы", - заявил Павел Андреев.
За три последних года ЛЭК сдала 500 тыс. м2 жилья (в том числе 35 тыс. м2 в прошлом году). Прогноз по текущему году – 150 тыс. м2.