Как можно зарабатывать на Чижике–Пыжике и Пяти углах

Автор фото: Алексей Компанийченко

Бизнес озаботился созданием и продвижением новых культурно–событийных брендов, вокруг которых можно наращивать туристическую активность.

Город испытывает ряд проблем, связанных со слабым развитием и использованием культурных кластеров. "Туристическая инфраструктура Петербурга в имиджевом отношении крайне раздроблена и не связана общим стилем и идеей, — рассказывает Павел Родькин, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций. — Северная столица, как и другие российские бренды, ориентирована на регулярный доход с уже имеющихся достопримечательностей".
В Петербурге не все используют возможности неформальных городских объектов. Хотя статуи около некоторых магазинов и ресторанов привлекают клиентов: Остап Бендер возле ресторана "Золотой Остап" и сувенирного магазина Beluga deluxe, Му–му возле кафе "МуМу", памятник трубочисту на стене, который возвела компания по очистке труб.
Такие места, как Пять углов, где находится четыре отеля и ресторана, не только привлекают туристов, но и, по словам Виктора Саблина, директора мини–отеля Best corner, увеличивают цену за квадратный метр почти в 2 раза (в сравнении с другой частью Центрального района). При этом 40% клиентов отеля — это туристы, пришедшие посмотреть именно этот перекресток. По мнению Виктора, сейчас уже практически нет рынка вокруг достопримечательностей, поэтому копирайтеры отелей, ресторанов и купонных сервисов, чтобы раскрутить своего партнера, пытаются придумать новые истории вокруг мест и памятников.
Андрей Мельниченко, генеральный директор ООО "Мир искусства", занимающийся маркетингом и копирайтингом текстов для отелей, рассказал, как можно раскрутить место при помощи легенды. "Надо найти реальную историю во­круг этого места либо предположить, что там было, — рассказывает он. — Понять, чем это место отличается от других. Можно взять сказку, готовую историю или создать что–то свое и применить к этому месту".
Например, Приморский район, где в районе Лахты в 1724 году Петр I увидел севший на мель баркас с солдатами. Царь вместе с моряками поспешил на помощь утопающим. Стоя по пояс в ледяной воде, он помогал спасать их и выталкивать грузы, из–за чего сильно простудился. "Так можно раскрутить даже спальный район, сказав, что в этих местах, когда там были леса, любил охотиться какой–нибудь известный персонаж", — добавляет копирайтер.
Для продвижения стоит создать сайт данного объекта, проводить флешмобы и прочие мероприятия, чтобы СМИ освещали это. Писать на исторических сайтах, рассказывать всем знакомым эту историю. Потребуется 3–5 лет такой работы, чтобы любое место сделать известным в рамках города, и около 15 — за рубежом. Минусом такого продвижения станет шум от туристов, который будет мешать местным жителям. Также можно добавить это место в экскурсионный маршрут.
Год назад энтузиасты дизайн–студии Art factor запустили сайт–проект etovidel.ru, цель которого — составить список всех нестандартных и неформальных, таких как Чижик–Пыжик, памятников и ориентиров Петербурга. Так набралось более 1600 объектов разного уровня: от целых домов до дверных ручек. Велика вероятность, что вокруг этих мест в будущем сможет развиваться бизнес, при условии что будет решен вопрос авторского права.
Читайте полную версию материала в газете "Деловой Петербург".
Иван Шевельков, генеральный директор юридического консорциума "Высшая инстанция":
Не каждый объект, являющийся предметом авторского права, патентоспособен. Запатентовать место или вид строго юридически нельзя. Автором становятся в силу факта создания произведения, а не в силу его регистрации. Что касается памятников, то пока они не признаны достоянием народа и не включены в специальный перечень, на них распространяется общий режим собственности и все авторские права. Но идея или образ может стать товарным знаком, и тогда можно получать лицензионные платежи за пользование, и это будет прибыль.