Временные сооружения обсудили с чиновниками

Автор фото: "ДП"
круглый стол

Тема временных сооружений, которые предприниматели обязаны перестроить либо перевести в статус капитальных, обсуждалась на круглом столе с представителями бизнеса, КУГИ и организаций, представляющих малый бизнес в городе.

Все временные постройки, существующие в городе, предприниматели обязаны привести в соответствие с определенными параметрами. Бизнес не готов к такой перестройке. Речь идет о постановлении правительства Петербурга №939, в котором установлены предельные параметры временных сооружений. Максимальная площадь объектов общепита, построенных по временной схеме, должна составлять 400 м2, высота — 4 м, площадь торговых объектов — 150 м2, высота — 6 м. Представители КУГИ объясняют причину появления постановления №939 так: предшествующее ему постановление №1735 действовало несколько лет, за это время в него было внесено около 100 изменений. В итоге, объясняют чиновники, постановление стало напоминать лоскутное одеяло, и стало понятно, что нужен новый документ.
Представители КУГИ отметили, что в список тех, кому придется проводить инвентаризацию (то есть переделывать объекты), попали уже 95 строений. Кирилл Федоров, заместитель председателя КУГИ, напомнил участникам круглого стола, что участки в Петербурге предоставляются либо под строительство, либо под цели, не связанные со строительством. В итоге превалирует "экономический критерий". "Если под строительство полностью выкупается участок, то платится его рыночная цена. При создании объекта недвижимости, не связанного со строительством, платится арендная плата, и, на мой взгляд, экономически понятно, почему это сделано. Хочешь маленький объект? Получаешь его по короткой схеме, платишь аренду. Хочешь большой объект? Тогда пожалуйста, в Управление инвестиций, $150 за 1 м2 — и сидишь там всю жизнь, торгуешь", — отметил Кирилл Федоров.
При этом представители КУГИ отмечают, что параметры, которым теперь должны соответствовать все временные сооружения в городе, устанавливались постановлением правительства Петербурга. Примечательно, что Постановление №939 затрагивает интересы малого и крупного бизнеса: под раздачу попали объекты, построенные по временной схеме, но физически переросшие в настоящие дворцы (например, торговые центры площадью 8 тыс., 6 тыс., 4 тыс. м2 и так далее, арендаторами которых являются крупные компании), а также малый бизнес с меньшими по размеру, но все же не вписывающимися в новые параметры павильонами.
Владельцы таких павильонов чувствуют себя обманутыми: до октября 2007 года, когда было принято постановление №1398, им было разрешено возводить и большие объекты, а уже затем было решено распространить ограничение на возведенные ранее постройки. Предприниматели обращают внимание на то, что городское правительство придает обратную силу ранее принятым постановлениями, тем самым закладывая мину под те объекты, которые возводятся уже сегодня. "Где гарантия, что их через 2–3 года не нужно будет перестраивать?" — рассуждают представители бизнеса.
В то же время, по мнению предпринимателей, они сталкиваются с поразительной ситуацией, когда требования городcких властей к временным объектам неуклонно растут.Нынешние павильоны отличаются от возведенных в 1990–е годы: большинство фактически являются капитальными объектами, часто облицованы мрамором, с выполненным благоустройством. "И вот представьте, что пройдет пара лет, опять произойдет смена критериев и к тем, кто сегодня построил по новым правилам, придут и скажут: ребята, спилите, пожалуйста, ваши объекты, урежьте на 20 м. Скажите, зачем тогда город требует качества — облицовка мрамором и т. д.? Давайте тогда снизим уровень критериев, скажем, давайте строить из профлиста. Тогда справедливо будет — нет проблем в том, чтобы демонтировать в любое время", — считает Ашот Эфендиев, генеральный директор ЗАО "Петрострой".
Еще один вопрос, остро волнующий арендаторов, — продление договоров аренды. В соответствии с новым постановлением
№939, компания может автоматически продлить договор аренды на земельный участок под цели, не связанные со строительством. Чтобы это сделать, компании нужно доказать, что она является добросовестным арендатором. Роман Курбатов, владелец сети кафе "Троицкий мост", отметил, что термина "добросовестность" нет в Гражданском и Земельном кодексах. "У меня с Игорем Михайловичем (вице–губернатором Игорем Метельским. — Ред.) был в прямом эфире по этому поводу разговор. Я ему показал Гражданский и Земельный кодексы и спросил: где здесь "добросовестный арендатор"? Он не смог показать. Просто не существует такого понятия! Его придумал кто–то в недрах Смольного, правда, я не знаю, кто придумал", — сказал Роман Курбатов. Он считает, что таким образом на арендаторов накладывается двойная ответственность: помимо исполнения обязательств, прописанных в договоре, компания должна соответствовать критериям добросовестности.
Предприниматели недовольны расплывчатостью термина, возможностью (в том числе районных властей) трактовать его по–разному и в некоторых случаях злоупотреблять этим. "Что у нас получается? Двойная ответственность — сначала за все штрафы заплати, а потом слышим: все, товарищ, мы с вами не продлеваем договор аренды, вы не такой. У нас все не те! Если мы по этому принципу будем отключать воду, то — я вас уверяю — без воды будут сидеть все", — уверен Роман Курбатов.
Бизнес заботит также участие районных администраций в продлении договоров аренды. КУГИ заключает на новый срок договоры аренды в случае отсутствия у районных администраций сведений о нарушении предпринимателями правил уборки, соблюдения чистоты и порядка и т. д. При этом факт нарушения арендатором этих условий должен быть документально подтвержден, настаивают в КУГИ. Запрос при этом делает районное отделение КУГИ в районные администрации. Бизнес же считает, что сведения, например, о проведении уборки являются сомнительным критерием. "Нарушение этих правил можно устроить в любой момент", — говорит Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга". Он предлагает убрать такие, на его взгляд, сомнительные вещи и более четко прописать в договоре требования, которые должен выполнять арендатор, чтобы договор был продлен.
По мнению Владимира Меньшикова, стоит установить точные правила игры, которые не будут меняться. "Таким образом, предприниматель будет знать, что есть пять пунктов или даже 15. Если я их все выполнил, то все — мне никто не может ничего сказать. Если же я что–то не сделал, я должен пенять на себя", — говорит Владимир Меньшиков. "И не будет вечного конфликта, который у нас наблюдается, когда предприниматели говорят о том, что, с одной стороны, нам не дают строить, потому что нас зажимают, с другой стороны, представители власти могут говорить о том, что, смотрите, что у вас там во многих объектах происходит", — продолжает он.
Мария Смирнова , заместитель председателя КУГИ, отметила, что здесь не могут смешиваться факты и мнения: факт нарушения должен быть подтвержден документами, а мнения районные администрации могут оставить при себе. По ее словам, районные администрации, невнимательно прочитав Постановление №939, переоценили свою роль в процедуре согласования. "Они немножко переоценивают свою роль, ведь их никто не спрашивает, согласны они или нет. Они служат только информационным источником, который должен предоставить информацию, а никак не мнение", — говорит она. По ее словам, районные администрации должны проинформировать, были ли совершены административные правонарушения, которые закончились определенными административными действиями. "Больше их ни о чем не спрашивают при продлении договора аренды. Они должны подтвердить наличие юридического факта — вот и все", — уверила она.
Говоря о двух возможных путях для владельцев временных сооружений — инвентаризация или перевод их в разряд капитальных, — предприниматели называют второй путь почти невозможным. По словам Романа Курбатова, это связано с техническими сложностями: временные объекты стоят не в пустыне, вокруг них пролегает множество сетей. Для строительства капитальных объектов на этой территории понадобится убрать сети, что связано с большими вложениями. Роман Курбатов уверен, что ни крупные компании, построившие "дворцы" по временной схеме, ни малые, ни средний бизнес не пойдут на это. В связи с этим он рисует нерадужные перспективы развития малого бизнеса в городе. Бизнесмен сравнивает условия ведения предпринимательства 10 лет назад и сейчас: "Было огромное количество предпринимателей, была действительно гораздо ниже арендная ставка по земле, и платежи были действительно гораздо ниже". Сейчас, по его словам, на фоне изменений в экономике, выросших затрат на электроснабжение складывается ситуация, что в малом бизнесе остались единицы, кто еще работает.
"Вот если их еще трогать, то все, просто забудьте, не будет никаких новых объектов. Вот вы сейчас, условно говоря, начнете расторгать договоры по тем объектам, которые не вписываются в параметры, и картина будет такая: вы их будете расторгать, земля будет пустой", — продолжает Роман Курбатов. Ему возразил Кирилл Федоров, сказав, что количество заявок на аукционах, как правило, вырастает в 10 раз.
Алексей Третьяков, председатель совета Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, отметил, что необходимость переделывать временные сооружения — очень локальная проблема, которая показывает наличие концептуальных проблем. По его словам, в городе существует примат интересов крупного бизнеса. Он отмечает, что сначала в городе уничтожались ларьки, потом маршрутки, затем, по его словам, был "накат на мини–отели, которые назвали борделями".
"Малый бизнес в условиях существования трубы и в условиях интереса капитала, прежде всего транснациональных корпораций, не нужен. Но есть еще более серьезная проблема. Дело в том, что малый бизнес — это еще и источник среднего класса. Это источник гражданского общества", — отмечает Алексей Третьяков. Сергей Веснов, директор Ассоциации малого и среднего бизнеса Санкт–Петербурга, отмечает, что малый бизнес ожидает изменения условий ведения предпринимательства в городе от нового руководства Петербурга.