"Надземный экспресс" остановился на столе нового губернатора Петербурга

Проект "Надземного экспресса", который должен соединить аэропорт "Пулково" и Московский вокзал, видимо, вызвал вопросы у нового губернатора Петербурга Георгий Полтавченко. Глава города отказался вносить изменения в уставный капитал компании, управляющей проектом. При этом проект сдан в Госэкспертизу, а председатель комитета по инвестициям Алексей Чичканов уже назвал сроки его реализации.

Комитет по инвестициям (КИСП) администрации Петербурга хочет изменить схему финансирования проекта "Надземный экспресс", который должен соединить аэропорт "Пулково" и Московский вокзал. Но сперва чиновникам придется убедить в этом Георгия Полтавченко. Этот вопрос стал первым, который руководители комитета по инвестициям и стратегическим проектам предложили решить новому губернатору Георгию Полтавченко. Однако на заседании губернатор отказался согласовать внесение в уставный капитал компании, управляющей проектом, 3 млрд рублей.
По мнению источника в Смольном, неожиданный поворот в судьбе легкорельсового трамвая (ЛРТ), возможно, связан с желанием Георгия Полтавченко лично разобраться во всех крупных проектах. Не исключено, что таким образом он хочет дополнительно проконтролировать влиятельного вице-губернатора Юрия Молчанова, который курирует инвестиции и транспорт.
Основная неприятность для подконтрольного вице-губернатору КИСП может заключаться в том, что проект сдан в Госэкспертизу, а председатель комитета Алексей Чичканов уже назвал сроки его реализации. "Отсутствие в Законе о бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год строчки об увеличении уставного капитала УК может привести к продлению сроков реализации проекта из-за отсутствия объема капитальных затрат, необходимого для привлечения остальной части финансирования - заемных средств банков", - опасаются в КИСП.
Изначально правительство города рассматривало несколько вариантов финансирования ЛРТ: как на принципах концессии, так и по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), когда на время эксплуатации проект находится в собственности инвестора и лишь потом передается городу. При этом городские власти были намерены привлечь к финансированию федеральный бюджет. Конкурс на реализацию проекта собирались объявить в конце 2010 года. Однако его переносили по меньшей мере 5 раз, после чего решили реализовать проект за счет города, передав управление государственной компании.
По плану КИСП, бюджетные инвестиции в проект составят 40?% его стоимости (для этого и необходимо внести в уставный капитал УК 3 млрд рублей), привлечение остальных 60?% управляющая компания обеспечит за счет заемных средств банков. Вероятно, совет отказаться и от концессии, и от ГЧП чиновникам Смольного дали международные консультанты.
"На мой взгляд, схема ГЧП невыгодна в силу сложности проекта. Это будет достаточно серьезная заморозка инвестиций на длительный срок, что обычно инвесторов отпугивает. Кроме того, стоит помнить, что сам проект существует давно, много раз обсуждался, но его активная реализация так и не наступала. И, по сути, такие долгострои добавляют дополнительны риски психологического характера, поскольку инвестору неочевидно, будет ли проект реализован в принципе", - констатирует руководитель петербургского отдела исследований компании Jones Lang LaSalle Вероника Лежнева.
В перспективе развитие ЛРТ должно охватить и Ленобласть. В этом году правительство региона заявляло о том, что линия РЛТ может появиться на таких направлениях, как Пушкин, Павловск, Гатчина и Кавголово.
Председатель комитета по транспорту Ленобласти Николай Янченко говорил, что строительство, возможно, будет вестись на основе ГЧП с привлечением средств из федерального бюджета. Иными словами, власти Ленобласти хотят использовать механизм привлечения средств, от которого Петербург уже отказался. О том, что проект существует только как идея, свидетельствует также то, что в Ленобласти не называют ни сроков, ни возможных объемов финансирования. Что касается петербургского ЛРТ, то вопрос о включении в закон о бюджете на 2012 год строчки об увеличении уставного капитала управляющей компании на 3 млрд рублей будет в ближайшее время рассмотрен на специальном совещании под руководством губернатора.