Основатель холдинга "Фаэтон" создает новую нефтяную компанию и сеть АЗС

Владимир Хильченко

"Человек из 1990-х", основатель петербургской топливной компании "Фаэтон" Владимир Хильченко возвращается в нефтебизнес. Он вкладывает 1 млрд рублей, покупает нефтяное месторождение и строит сеть АЗС. Аналогичный проект хотел осуществить в Петербурге основатель корпорации ВЕФК Александр Гительсон, который сейчас заочно осужден и находится в бегах.

Владелец петербургского холдинга "Созвездие Водолея" Владимир Хильченко завязал с топливным рынком в 2004 году. Спустя 7 лет бизнесмен решил вернуться. Но теперь он намерен создать более крупное "детище" - собственную вертикально интегрированную нефтяную компанию (ВИНК). "Входной билет на этот рынок - 1 млрд рублей. Это и будут мои инвестиции на начальном этапе", - утверждает предприниматель.
В 1990-х годах основанная Владимиром Хильченко топливная компания "Фаэтон" была одним из лидеров петербургского рынка розницы нефтепродуктов. Этим бизнесом он занимался вместе со своим партнером - Сергеем Снопком. Пока в начале 2000-х годов в Петербург не пришли федеральные компании: "Газпром-нефть", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз" и т. д. Рентабельность малого топливного бизнеса упала, и Владимир Хильченко в 2004 году разделил бизнес с Сергеем Снопком: оставил ему топливное направление, а сам сосредоточился на рынке ЖКХ, перевозках и строительных подрядах.
До кризиса "Созвездие Водолея" не заявило ни одного громкого проекта и вообще вело очень консервативную инвестиционную политику. На первом этапе бизнесмен планирует до конца 2011 года купить нефтяное месторождение на несколько миллионов тонн нефти, добывающее оборудование и парк бензовозов. К концу первого года работы он хочет добывать по 10 тыс. т нефти в месяц (для сравнения, "Сургутнефтегаз" добывает в среднем по 5 млн т в месяц). "Сырую нефть мы будем поставлять на НПЗ - говорит Владимир Хильченко. - За процент они нам будут отдавать готовую продукцию. Мелкие - мазут и дизельное топливо, крупные - бензин".
Параллельно "Созвездие" собирается строить сеть из 10 АЗС в Петербурге и Ленобласти. Для четырех уже подготовлены земельные участки в пригородах Петербурга, под остальные бизнесмен присматривает землю на рынке. Окупить вложения Владимир Хильченко рассчитывает за 3 года. "Но это мы считали при ценах 9-10 тыс. рублей за тонну нефти. Сейчас тонна стоит 15 тыс. рублей, а потом может стоить и 7 тыс. рублей", - уточняет он.
Мнения участников рынка по поводу новой затеи Владимира Хильченко разделились. Представители крупного бизнеса вообще не воспринимают ее всерьез. "Это смешно. Даже не хочу обсуждать такие вещи", - заявил вице-президент ОАО "Газпром-нефть" Александр Дыбаль. Бывший партнер по бизнесу Сергей Снопок иронизирует: "Удачи ему на этом нелегком поприще".
По мнению Владимира Дунина, президента группы компаний "Сигма-газ", покупка скважины и строительство АЗС - не проблема: и то и другое на рынке есть. Но отсутствие в бизнес-плане собственного НПЗ - это самое слабое место проекта. "Это означает, что своего бензина на его АЗС не будет", - говорит он.
Владимир Хильченко не первый, кто вознамерился организовать малую ВИНК. Аналогичный проект уже пытался реализовать другой петербургский бизнесмен - Александр Гительсон, основатель Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК). Накануне экономического кризиса он тоже купил на аукционе разведанное месторождение в Калмыкии и Тюменской области, взял в Ленобласти участок под строительство НПЗ мощностью 500 тыс. т в год и создал фирму, которая должна была построить сеть АЗС. На эти цели он истратил более 5 млрд рублей кредитов. К началу 2009 года деньги были потрачены, но ни один из заявленных проектов не стартовал. Теперь в этих компаниях идут процедуры банкротства.