Министр МВД Рашид Нургалиев записал СМИ в пособники экстремизма

Автор фото: Итар-Тасс
Рашид Нургалиев

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев рьяно взялся за исполнение новых обязанностей главного борца с экстремизмом. Вслед за пожеланием проверить, какую музыку слушают россияне, он решил обуздать раздувающие ксенофобию СМИ.

Назначенный на прошлой неделе председателем комиссии по борьбе с экстремизмом глава МВД Рашид Нургалиев практически ежедневно проводит совещания по этой проблеме, и на каждом делает знаковые заявления. На этот раз министр в Нижнем Новгороде заявил, что "в отдельных случаях неэтичные и некорректные высказывания отдельных журналистов усугубляют ситуацию с нетерпимостью по отношению к другим национальностям нашей страны".
Нургалиев посоветовал сотрудникам СМИ тщательнее обращаться с информацией. "Слово должно быть выверено, информация должна быть объективной, она должна быть доведена до людей без двусмыслия", - сказал он. Например, беспорядки фанатов на Манежной площади в декабре 2010 года, по его мнению, "освещались неправильно".
Министр подтверждает слова делами - в конце минувшей недели в Госдуму от имени правительства был внесен проект поправок в УК РФ, приравнивающий экстремистские призывы в интернете к призывам в СМИ с соответствующим ужесточением наказания.
Рашид Нургалиев - не первый, кто собирается привить дисциплину нестройным рядам журналистов. Еще в 2002 году в бытность президентом Владимир Путин обвинял НТВ в попытках завоевать "рейтинг на крови" освещением захвата террористами театра с мюзиклом "Норд-ост". Вслед за ним возмущалось и Минпечати. В 2006 году на одном из совещаний по проблеме экстремизма Путин попросил министерство культуры "активнее действовать в СМИ, продвигать новые программы, инициировать мероприятия и соответствующим образом освещать их". Речи о запретах тогда не было.
Со временем подчиненные Путина начали высказываться более откровенно. В 2007 году на расширенной коллегии Генпрокуратуры руководство надзорного ведомства заявляло, что журналисты способствуют раздуванию межнациональных конфликтов, как, в частности, в Кондопоге. Тогда прокуроры предложили направлять контрольные выпуски печатных изданий на "проверку на экстремизм", и именно тогда прозвучала мысль о законодательном запрещении использования интернета для пропаганды экстремизма.
А в 2010 году силовикам решили помочь депутаты. После взрывов в московском метро спикер Госдумы Борис Грызлов сказал, что СМИ являются косвенными пособниками террористов, поделившись мнением, что статьи в газетах "Ведомости" и "Московский комсомолец" и заявления Доку Умарова связаны между собой. Спикер Совета федерации на тот момент Сергей Миронов присоединился: "Некоторые СМИ фактически стали играть на руку террористам, пытаясь убедить граждан нашей страны в неэффективности правоохранительных структур", - негодовал Миронов.
Подобные разговоры возникают у высокопоставленных чиновников почти после каждого теракта или крупного межнационального конфликта, заставляющих задуматься об эффективности правоохранительных органов. Однако до сих пор до внедрения цензуры дело не дошло. Иначе СМИ не могли бы цитировать самих силовиков, включая Рашида Нургалиева, время от времени рассуждающих об этнопреступности и росте правонарушений среди мигрантов.
Тем более, что слова Рашида Нургалиева можно было бы отнести и к премьер-министру Владимиру Путину. Недавно, общаясь с молодежью в лагере "Селигер", Путин назвал США "паразитами", что несомненно можно рассматривать как высказывание, усугубляющее ситуацию с нетерпимостью по отношению к американцам.