Александр Кашин: "Клиенты, которые в кризис были совсем мертвы, сейчас оживают"

Глава "ЭГО–Холдинга" Александр Кашин рассказал о том, какие преимущества принес его компаниям кризис и почему ему сейчас некогда заниматься бизнесом.

"ДП": Недавно у банка "Александровский" появился свой филиал в Москве. Расскажите, почему банк решил выйти в столицу.
Александр Кашин: На самом деле, думаю, надо начать с другого. В столице мы уже давно присутствуем в рамках холдинговых структур – около 5 лет, а некоторые компании и 10 лет. Нам нужно было большое помещение для развития бизнеса этих структур, а так как в любом случае мы покупали здание, то было  понятно, что там не может не быть московского филиала нашего банка (площадь здания — 700 м2).
Во-вторых, с 2008 года качественно изменился клиентский портфель пассивов банка в Петербурге: появилось больше средних и крупных корпоративных клиентов с достаточно разносторонней деятельностью, в том числе связанной с Москвой. И, в–третьих, целый ряд больших клиентов, контрагентов наших холдинговых структур в Москве уже давно были готовы сотрудничать с нами как с банком, но у нас не было филиала. Вообще перед филиалом не стоят наполеоновские планы, задача — выйти на окупаемость через год, возможно, даже раньше.
"ДП": Какую долю доходов приносит работа структур холдинга в Москве?
Александр Кашин: Оборот наших холдинговых структур в Москве с клиентами составляет не один миллиард рублей, и надеемся, что большая часть этих контрагентов придет к нам на обслуживание. В Москве давно работает наше оборонное предприятие, весь размещаемый на нем государственный заказ идет из столицы, также страховая группа "Капитал–Полис" и инвестиционная компания "Энергокапитал", которая через пару лет сможет по объемам обонать свой петербургский офис.
"ДП": Банкиры отмечают, что спрос на корпоративные кредиты вырос, но неясно, кому давать деньги. Перед вами тоже стоит задача поиска качественных заемщиков?
Александр Кашин: Со спросом проблем действительно нет, но непонятно, как выдавать деньги. Не у всех компаний есть соответствующие залоги, а мы не можем, как Сбербанк и ВТБ, давать кредиты, не думая об уровне резервов. При этом мы не претендуем на борьбу с крупными банками за основной объем этих клиентов — мы хотим быть для таких компаний вторым банком.
Есть вопросы, которые лучше решать в госбанках: они могут дать огромный объем денег на 7–10 лет под минимальную ставку. Мы таких вещей делать не можем, зато можем оперативно выдать клиенту небольшой кредит. У небольших местных банков есть четыре основных плюса: скорость обслуживания, качество, возможность общения с первыми лицами и то, что это петербургский банк, который находится в городе и никуда не денется.
"ДП": Качество клиентов повышается, становится ли больше компаний, поднявших свое финансовое положение?
Александр Кашин: Качество клиентов растет, и очень серьезно. Могу сказать, что те клиенты, которые в кризис были совсем мертвы, сейчас оживают. В целом за 3 кризисных года банк потерял только одного клиента среди юрлиц — компания не смогла преодолеть кризис.
"ДП": Какие еще изменения запланированы в банке "Александровский"? Зимой банк принял решение о допэмиссии акций.
Александр Кашин: В конце июня эта допэмиссия была зарегистрирована. Мы увеличили капитал на 200 млн рублей — это дает возможности для роста кредитования, что необходимо опять же для выхода в Москву. Теперь капитал поднялся примерно до 1,3 млрд рублей. В целом кризис нам очень помог. В хорошее время из маленького банка стать средним или из среднего крупным невозможно, потому что рынок поделен и на больших числах он прирастает гораздо быстрее, чем на маленьких. А в кризис, когда клиент выходит на рынок и ищет для себя альтернативу, петербургские банки были максимально востребованы.
"ДП": Впервые кроме вас и компании "ЭГО–Холдинг" акции выкупают сторонние инвесторы. Кто они? Это ваши партнеры?
Александр Кашин: Да, например, Дмитрий Васильев — мой партнер по оборонной тематике, а Аркадий Полярус — глава инвесткомпании "Энергокапитал".
"ДП": Для чего это делается, какие надежды на новых акционеров вы возлагаете?
Александр Кашин: Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы сделать банк по стандартам управления более независимым от влияния одного или двух человек. И чем больше акционеров и членов совета директоров, которые имеют самостоятельный бизнес–опыт и независимость от меня, тем лучше для развития банка. Также в новый состав совета директоров выдвинут независимый директор Николай Дремин, известный по многолетней работе в Северо–Западном банке Сбербанка (был директором управления ценных бумаг. — "ДП").
"ДП": А как ваша доля размоется после появления новых акционеров?
Александр Кашин: Минимально — изменение составит всего пару процентов.
"ДП": Год назад вы сообщили, что продали свои непрофильные активы в пищевой отрасли. Но в 2010 году вы получили контроль над Кронштадтским мясоперерабатывающим заводом (КМЗ). Каково сейчас состояние этого актива, будете его продавать?
Александр Кашин: Тогда КМЗ обратился ко мне за помощью, и я помог. Действительно, для меня это непрофильный бизнес. Но могу добавить, что ноль превратился в 25 тонн в день, на сегодняшний день предприятие уверенно поднимается с третьего на второе место по объему продаж на Северо–Западе. Произошел полный рестайлинг предприятия, закончено строительство нового завода, возобновлена закупка мяса в Южной Америке.
"ДП": Как развиваются купленные осенью прошлого года компания "Петрокарт" и проектно–конструкторское бюро "РИО"?
Александр Кашин: "Петрокарт" — очень удачное приобретение, он вообще развивается семимильными шагами. Компания получила много лицензий. На самом деле страницы не хватит, чтобы перечислить все, чего добился "Петрокарт" за этот год. Но все, что связано с "Петрокартом", станет известно в ближайшие полгода, думаю, что там появятся и новые акционеры, то есть я с ними поделюсь долей в компании, и новые клиенты. Появится и обслуживание новых платежных систем.
Что касается ПКБ "РИО", то бюро­ получает очень крупные заказы, оно очень органично вписалось в наши­ оборонные активы вместе с заводом "Волна" и НТИ "Радиосвязь". Сейчас­ оборонная тематика для холдинга в приоритете, она приносит основной доход.
"ДП": Покупать еще оборонные активы планируете?
Александр Кашин: По оборонке я смогу сказать что–то более конкретно только в августе.
"ДП": В рамках развития страховой компании "Капитал–Полис" вы планировали построить многофункциональную поликлинику через пару лет. Планы не переносили?
Александр Кашин: Поликлинический комплекс уже построен — это шестиэтажное здание на Московском проспекте, 22, площадью более 3000?м2. Мы предлагаем пациентам основные виды амбулаторно–поликлинической и консультативно–диагностической помощи. Объем инвестиций в этот бизнес составил около $5 млн, а расчетный срок окупаемости — 3?–?5 лет. Также мы планируем открыть в Петербурге еще несколько поликлиник.
"ДП": Поскольку сначала заговорили о Москве, то каковы планы по развитию других структур холдинга в столице?
Александр Кашин: На прошлой неделе мы открыли новый мебельный салон Hall Oscar, инвестиции составили около 500 тыс. евро. Это монобренд ведущей в мире итальянской фабрики Colombo Mobili. Это мебель премиум–класса, которая стоит в домах европейских лидеров. Думаю, Hall Oscar, где представлена мебель от 1300 европейских фабрик, войдет в Москве и Петербурге в тройку самых элитных мебельных компаний.
"ДП": А в другие регионы холдинг будет выходить?
Александр Кашин: Нет, в регионы мы не пойдем. Мы уже представлены, кроме Петербурга, в Москве и Мурманске. Но есть планы по увеличению филиальной сети банка "Александровский", до конца года, возможно, откроем еще два отделения: в области и в городе.
"ДП": Нужна ли банку большая филиальная сеть? Сейчас много разговоров идет о дистанционном обслуживании.
Александр Кашин: Это так кажется. Все равно в каждом офисе есть своя клиентская группа, свой руководитель. Если оставить только головной офис, то руководители офисов просто станут клиентщиками, которые будут бегать по городу. Это маловероятная история. И клиентам хочется приезжать в свой офис, удобный для них, а в головной офис они обычно приезжают один раз — чтобы познакомиться с первым лицом.
"ДП": На днях Михаил Прохоров, глава группы "Онэксим", возглавил партию "Правое дело", в которой уже состоят многие успешные бизнесмены. Вы планируете вступать в партию? Кстати, с Прохоровым вы знакомы лично?
Александр Кашин: Михаила Прохорова я знаю, еще в 1998 году мы вели с ним переговоры по БалтОНЭКСИМбанку. Про Прохорова могу сказать только хорошее: он яркая и интересная личность. Но мне кажется, что ему это все совсем не нужно, а то, по каким причинам он это делает, не будем обсуждать.
"ДП": Как сейчас бизнес приспосабливается к новым условиям? Ведь впереди выборы президента и возможная смена губернатора Петербурга.
Александр Кашин: Меня, конечно, не может не волновать вопрос, кто будет следующим губернатором и его заместителями, — это все тесно связано с бизнесом. Сейчас главная задача в управлении бизнесом — научиться работать в новых условиях, в ближайшие 9 месяцев будет достаточно тяжелый период для бизнеса с точки зрения российских тенденций, связанных с политическими мотивами.
Такой ситуации, как сейчас, не было уже лет пятнадцать. Если в 1990–е годы я занимался бизнесом, в 2000–е — волейболом и бизнесом, то последние 1,5 года заниматься бизнесом было некогда, приходилось разбираться, чтобы понять, как работать и что делать. И, думаю, под этими словами могут подписаться все более или менее крупные бизнесмены.
У нас нет единого управления, пронизывающего все структуры власти по отношению к бизнесу в целом. То есть в одном месте может быть одна трактовка инструкции, в другом — другая. Это сложно не только для бизнеса, но и для чиновников, особенно региональных, потому что они сами иногда не понимают, по каким правилам играть.
"ДП": Бизнесменам есть место в политике?
Александр Кашин: Все меньше серьезных бизнесменов продолжают заниматься бизнесом. Меня удивляет наше государство, которое не использует опытных бизнесменов в своих целях. Многие уже заработали деньги, реализовали бизнес, у них уже все хорошо. Ведь к ним можно обратиться, поставить на профильные должности, чтобы порулил человек. Единичны случаи, когда бизнесменов ставят на высокие должности в правительстве. У нас почему–то чиновниками становятся люди, которые ничего не понимают в бизнесе и никогда в нем не работали.
Мне кажется, мы уже достигли того момента, когда государству не удастся удержать бизнесменов, потому что последним просто неинтересно работать в поставленных условиях, они лучше продадут бизнес. Есть положительные примеры: Максим Соколов и Евгений Елин — но это единицы. Сейчас "на свободе", например, такая масштабная личность, как Аркадий Пекаревский. Вот кого надо отправлять на работу в Министерство торговли.
Справка:
Александр Кашин родился 24 августа 1970 года в Ленинграде. В 1992–1996 годах прошел путь от начальника отдела до генерального директора инвесткомпании "Орими–Брокер". С 1996 года — председатель совета директоров ГК "Энергокапитал". С 1997 года — председатель совета директоров банка "Александровский". С 1999 года — председатель совета директоров "ЭГО–Холдинга". С 2003 года — председатель биржевого совета ЗАО "Биржа Санкт–Петербург" и ОАО "Санкт–Петербургская биржа". С 2003 года — глава спортклуба "Капитан".