Из–за миллиардных долгов в Петербурге задерживаются новые электрички

Новые электрички появятся в Петербурге и Ленобласти еще не скоро. Главная причина — 4,5 млрд рублей долга ОАО "Северо–Западная пригородная пассажирская компания" перед ОАО "РЖД".

Появление же новых электричек возможно после того, как ОАО "РЖД" примет решение передать имущественный комплекс, включая существующие электрички, в уставный капитал Северо–Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК). А по закону это можно сделать лишь после того, как будут погашены все долги. По этой же причине непонятно, когда и на каких условиях в Петербурге появятся новые электрички "Ласточка". Хотя еще одно соглашение на производство 1200 вагонов "Ласточка" было подписано между ОАО "РЖД", компанией Siemens AG и ЗАО "Группа Синара" 1 июня 2011 года.
Старший вице–президент ОАО "РЖД" Вадим Михайлов рассказал, что компания готова передавать имущество только безубыточным пассажирским компаниям. "И на паритетных условиях с регионом: если мы вносим 20 млрд рублей в виде имущества, то и регион должен внести столько же. Вопрос заключается в том, готовы ли регионы к таким затратам. Кроме того, есть еще и проблема расходов на амортизацию нового подвижного состава", — заявил он. На 1 января 2011 года долг СЗППК перед ОАО "РЖД" составлял 4,5 млрд рублей — максимальный долг среди всех пассажирских компаний в РФ. "Чтобы передавать имущество, мы должны понимать, что СЗППК будет работать хотя бы безубыточно. А прогноз на 2012 год неутешительный. Премьер–министр РФ Владимир Путин дал указание сдерживать рост тарифа на пригородные перевозки на уровне 11%, а это приведет к снижению доходов пассажирских компаний", — пояснил начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Максим Шнейдер.
Руководство РЖД и правительство Ленобласти до сих пор не могут договориться о субсидировании пригородных перевозок из областного бюджета. В 2010 году Минздравсоцразвития изменило условия договора с ОАО "РЖД" по перевозкам федеральных льготников (52% пассажиров в Ленобласти): был отменен проезд по абонементным билетам.
"Оказалось, что реально льготники совершают на 42% меньше поездок, чем ОАО "СЗППК" предъявляло к оплате из федерального бюджета. Не берусь квалифицировать подобные действия компании, но совершенно очевидно, что
Ленобласть не имеет никакого отношения к данным убыткам. Этот вопрос находится в сфере ответственности менеджмента компании и ее акционеров, — заявил представитель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти. — В I квартале 2011 года у ОАО "СЗППК" также возникли убытки, около 800 млн рублей, причиной которых явился резкий рост цен на услуги ОАО "РЖД", оказываемые пригородным пассажирским компаниям, и соответствующий им рост тарифов на перевозку пассажиров, что повлекло отток пассажиров, увеличение числа безбилетников и падение выручки". В ОАО "РЖД" уточнили, что изменение условий перевозок льготников снизило доходы СЗППК на 1,7 млрд рублей. "Из бюджета Ленобласти в 2011 году должно было быть компенсировано около 2 млрд рублей", — пояснили в ОАО "РЖД".
В комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре правительства Ленобласти заявили, что в 2010 году из областного бюджета выделялись 80 млн рублей на приведение в порядок и развитие инфраструктуры для пригородных перевозок.
"Именно на инфраструктуру, а не на убытки направляется государственная поддержка в зарубежных странах, на опыт которых любят ссылаться в ОАО "РЖД". Субсидировать же убытки ОАО "СЗППК" Ленобласть не планирует", — заявили в комитете.
В ОАО "Северо–Западная пассажирская компания" от каких–либо комментариев на эту тему отказались. В комитете по транспорту СПб подчеркнули, что пока об участии города в передаче электричек в уставный капитал СЗППК говорить рано. Руководство ОАО "РЖД" сначала должно определиться с суммой, которую должен заплатить городской бюджет", — подчеркнули в компании.
Проблема субсидирования пригородных перевозок частично была решена правительством РФ: в 2011 году из федерального бюджета в адрес ОАО "РЖД" выделено 25 млрд рублей в качестве субсидии за пользование транспортной инфраструктурой. Таким образом, 1,7 млрд рублей этой субсидии придется на Ленобласть, а 1,086 млрд рублей — на Петербург.
Однако эксперты считают, что этих мер недостаточно для запуска процесса обновления парка пригородных электричек. Главная причина — закрытая отчетность пассажирских пригородных компаний. По мнению генерального директора информагентства "Инфраньюс" Алексея Безбородова, перспектив обновления электричек в России в ближайшем будущем просто нет. "Пока компании–перевозчики не раскроют реальные цифры по доходам и расходам в области пассажирских перевозок, говорить о чем–либо бессмысленно. Депутаты областного парламента отказались выделять субсидии на пригородные перевозки, так как им не представили отчет, как эти деньги тратятся. И я считаю, что это правильная позиция", — заявил он.
По мнению руководителя исследовательского отдела "Леонтьевского центра" Нины Одинг, модернизация не начнется, пока не появятся экономические предпосылки.
"Вопрос появления новых электричек можно решить либо накопленными инвестициями, либо повышением тарифов на перевозки. Первое возможно только за счет государства, второе невозможно из–за политического аспекта — электричками пользуется большое число избирателей. Если привлекать к решению вопроса иностранную компанию, то она сможет модернизировать электрички только за счет повышения тарифов на перевозки. Поэтому, по моему мнению, существует только один потенциальный интересант в этой области — государство", — считает она.
В правительстве Ленобласти отметили, что возможность покупки части акций СЗППК в настоящее время рассматривается. Но это возможно после списания (погашения акционерами) задолженности СЗППК перед ОАО "РЖД" и обеспечения безубыточности компании. После внесения ОАО "РЖД" в уставный капитал ОАО "СЗППК" подвижного состава и иного необходимого для осуществления пригородных перевозок имущества размер уставного капитала компании увеличится на величину остаточной балансовой стоимости данного имущества (ориентировочно на 4 млрд рублей), а соответственно, приобретение Ленобластью блокирующего пакета акций ОАО "Северо–Западная пригородная пассажирская компания" (25%+1 акция) потребует порядка 1 млрд рублей бюджетных средств. В настоящее время 74% ОАО "Северо–Западная пассажирская компания" принадлежит ОАО "РЖД", 26% — правительству Петербурга.