Стали известны подробности миллиардного проекта конгресс–центра "Газпрома" в Пулково

Автор фото: Экспофорум

Гендиректор петербургской компании "ЭкспоФорум" Анатолий Еркулов в интервью dp.ru впервые публично рассказал о проекте конгресс-центра в Пулково, в который структуры "Газпрома" вложат $1 млрд.

Проект "Экспофорум" стартовал в 2009 году, когда было подписано соглашение между Петербургом и дочерней структурой "Газпрома" — ЗАО "Газэнергопромбанк". "Экспофорум" занял 56 га  в Пушкинском районе Петербурга между Пулковским и Петербургским шоссе. В состав комплекса войдут два бизнес–центра, две гостиницы на 450 номеров, конгрессный комплекс на 7 тыс. человек, шесть выставочных павильонов, парковки и энергоблоки.  Гендиректор "ЭкспоФорума" Анатолий Еркулов впервые публично рассказал о проекте конгресс–центра.
DP.RU: Анатолий, вашему проекту уже 3 года. На каком этапе находитесь?
Анатолий Еркулов: Проект сдан в экспертизу (комплекс проектируют мастерские Герасимова и Чобана). Так что проектно–изыскательские работы закончены. Параллельно мы получили ордер на производство работ на территории — будем заниматься сетями, забивать пробные сваи, готовить строительную площадку. За июнь–июль этот этап завершим. И в августе начнется следующая фаза - строительно-монтажные работы, которые продлятся 27 месяцев. Так что не позже декабря 2013 года мы сдадим комплекс в эксплуатацию.
DP.RU: Сколько инвестиций будет вложено в стройку?
Анатолий Еркулов: Около $1 млрд. Это будут собственные средства наших акционеров — частных компаний и банковские кредиты. Соотношение инвестиций — 50 на 50. До сих пор мы кредиты не привлекали, обходились своими силами. На первый год строительства мы деньгами тоже обеспечены. А дальше будем работать с банками. С кем именно — вопрос открытый.
DP.RU: С подрядчиком строительства определились?
Анатолий Еркулов: Сейчас как раз проводим конкурс среди 10 крупнейших компаний Петербурга. В их числе такие гиганты, как "Монолитстрой", ЛенСпецСМУ и другие. Основное требование к участникам — они должны обладать своими производственными мощностями, чтобы могли выполнять весь объем общестроительных работ. Итоги конкурса подведем в этом месяце. Тот, кто выиграет, будет строить все. Разумеется, привлекая сторонние фирмы.
DP.RU: Кто будет оператором комплекса?
Анатолий Еркулов: Отели мы точно отдадим под управление крупному международному оператору. Сейчас ведем переговоры с несколькими сетями, среди них Hilton, Intercontinental, Rezidor, Marriott, Accor. Решение примем до конца июня. Бизнес–центрами будем управлять сами. Что касается конгрессно–выставочной деятельности, то здесь два пути. Можно, как в случае с отелями, пригласить международного управленца из тех, которые управляют другими крупными европейскими комплексами, например Reed Exhibitions, GL Events, и заключить с ним 20–летний договор. А можно создать свою операционную компанию. Мы рассматриваем оба варианта. Решение примем до введения комплекса в эксплуатацию.
DP.RU: К чему склоняетесь?
Анатолий Еркулов: У международных операторов колоссальный опыт, который хотелось бы задействовать. С другой стороны, российская специфика требует и особых подходов к ведению бизнеса. В идеале хотелось бы найти органичное сочетание того и другого. Например, поставить на ключевые операционные позиции иностранных топ–менеджеров. В любом случае в комплексе будут как свои, так и гостевые мероприятия. Нельзя в конгрессном мире ориентироваться только на свои силы, будь ты хоть трижды великим и опытным. Наша задача — организовать операционную деятельность, которая наполнит комплекс жизнью. Уже сейчас начинаем планировать календарь событий.
DP.RU: В каких тендерах вы уже участвуете?
Анатолий Еркулов: Хотим пригласить ежегодный съезд ассоциации UFI (Международной ассоциации выставочной индустрии). В России он ни разу не проходил. Пора! Еще один тендер — глобальный нефтегазовый конгресс. Попробуем подать заявку на его проведение в 2018 или 2021 году. Обсуждали также идею проведения конгресса крупнейших мировых аэропортов…
DP.RU: В прошлом году учредители "ЭкспоФорума" купили акции "Ленэкспо". Как возникла идея этой сделки?
Анатолий Еркулов: Когда в 2008–2009 годах мы начинали проект "ЭкспоФорум", учредители меня часто спрашивали, как новая площадка будет конкурировать с "Ленэкспо". Было понятно, что по капитализации "ЭкспоФорум", конечно, сильнее и в ценовой войне с "Ленэкспо" победит. Но в итоге активы конкурента могли достаться не связанным с нами структурам. Мы решили взять ситуацию под контроль: сохранить актив и создать эффективную операционную структуру.
DP.RU: У кого выкуплены акции?
Анатолий Еркулов: С одной стороны, у двух физлиц (Сергей Алексеев — гендиректор "Ленэкспо" и Леонид Красников — исполнительный директор "Ленэкспо". — dp.ru),  с другой — у лиц, связанных с интересами группы "Адамант". У каждой из сторон был блокпакет, но нарастить присутствие не получалось: они не хотели уступить друг другу. Мы стали той третьей стороной, появление которой всех примирило. Для нас выкуп акций "Ленэкспо" был политическим вопросом. Сделка была интересной только в случае приобретения контрольного пакета. И мы его купили.
DP.RU: Дальнейший выкуп акций "Ленэкспо" не планируете?
Анатолий Еркулов: Теоретически это возможно. Там сейчас около 600 акционеров — частных и юридических лиц. Но контрольного пакета для принятия решений вполне достаточно.
DP.RU: Были ли другие мотивы при выкупе акций "Ленэкспо", кроме желания взять под контроль конкурента?
Анатолий Еркулов: Во–первых, это хорошая территория для развития — 20 га в центре города, с выходом к морю. Во–вторых, сделка позволила объединить усилия специалистов двух площадок по созданию единой операционной компании. Средний возраст сотрудников "ЭкспоФорума" — 30 лет. В "Ленэкспо" менеджеры гораздо старше и опытнее. Багаж знаний нужно кому–то передать.
DP.RU: А что будет с самой площадкой?
Анатолий Еркулов: Мы обещали губернатору, что, пока не введем в эксплуатацию комплекс в Пулково, никаких изменений с "Ленэкспо" не будет. До 2014 года точно. Но дальше… вряд ли городу нужны две крупные выставочные площадки. Да и "Ленэкспо" нуждается в реконструкции. Там сейчас единственный павильон №7 пользуется спросом. Все остальное требует перестройки.
DP.RU: Уже есть понимание, что там будет после 2014 года?
Анатолий Еркулов: Как раз думаем. Вся местная девелоперская мысль крутится вокруг "построить офисы или жилье". К сожалению, на что–то по–настоящему оригинальное мозгов не хватает. Так что привлекаем специалистов из–за рубежа, советуемся с властями. Открыты для любых, даже самых экстравагантных мыслей.
DP.RU: И сколько времени есть на обдумывание?
Анатолий Еркулов: Мало. Идея должна появиться в течение года. Место слишком хорошее. К 2013 году это будет уже не медвежий угол, куда не доехать, ЗСД сделает свое дело. За "Ленэкспо" будет вантовый мост с развязкой на Средний пр. В.О. Так что от аэропорта доехать туда можно будет за 15 минут, а от "Морского фасада", куда приходят лайнеры, — за 2 минуты.
DP.RU: Если всю территорию "Ленэкспо" отдадут под редевелопмент, хватит ли городу "ЭкспоФорума"?
Анатолий Еркулов: Говоря о потребностях региона в выставочных метрах, нужно учитывать его производственную, научную и другую активность. Выставочная деятельность — это зеркало экономики. Это обмен идеями, технологиями — это рынки сбыта. Чтобы у Петербурга появилась потребность в расширении выставочных площадей, здесь должна заработать экономика. А пока бюджет города формируют не производители, а заказы государства и нефтегазовой отрасли. Это не очень отвечает требованиям выставочной индустрии.
DP.RU: Для любого конгрессно–выставочного центра важна транспортная инфраструктура. Как вы оцениваете усилия властей по ее развитию?
Анатолий Еркулов: Наше самое слабое место — инфраструктура общественного транспорта. Почему, например, нет станции метро в Пулково? Собираются потратить 16 млрд рублей на строительство ветки скоростного трамвая от аэропорта до Московского вокзала, и еще 7–8 млрд рублей будет стоить проект аэроэкспресса. Получаются общие инвестиции в сумме $1 млрд. Но оба рельсовых транспорта доставят пассажиров до ближайших станций метро. Не дешевле будет протянуть метро в аэропорт, ведь расстояние до ближайших станций метро примерно 4–5 км?
DP.RU: А вы задайте этот вопрос городским властям и руководству метрополитена.
Анатолий Еркулов: Я об этом говорю на всех совещаниях. Потому что эта проблема касается "ЭкспоФорума" напрямую. Он будет рядом с аэропортом. Почему не соединить станции метро "Звездная" и "Проспект Ветеранов" веткой метро, которая пройдет через аэропорт? Или не продлить ветку от "Московской" до Пулково (пусть с зональной оплатой, если в этом проблема)? Ответа нет.
DP.RU: А как дела с логистикой в районе "ЭкспоФорума"?
Анатолий Еркулов: С дорогами все хорошо: есть кольцевая, есть ЗСД, будет новая скоростная трасса Москва — Петербург (развязка этой трассы будет как раз рядом с комплексом).  Кроме того, по соглашению с городскими властями наша компания вложила более 100 млн рублей в разработку документации по реконструкции части Петербургского шоссе. В итоге шоссе будет расширено до шести полос на протяжении 5 км, построят два мостовых сооружения. Первый мост — между Витебским пр. и Петербургским шоссе через ветку железной дороги, второй — развязка в районе реки Пулковки для заезда в наш комплекс без светофоров. Город выделил на проект 2 млрд рублей, и в течение 2 лет объекты будут построены.
DP.RU: Петербург может войти в список 10 крупнейших конгрессно–выставочных столиц мира?
Анатолий Еркулов: Пока мы во второй сотне конгрессных столиц — на уровне европейских воронежей. Но, уверен, мы будем в лидерах. Все предпосылки для этого есть.