Почему общепит наводнили клоны

Автор фото: Reuters

Маркетолог Сергей Славинский о том, почему новые рестораны так похожи друг на друга.

В течение последних 3 лет в городе открылось огромное количество новых ресторанов, увы, почти не отличающихся друг от друга. Салат "Цезарь", гребешки, пасты и тыквенный суп–пюре, утиная грудка, каре ягненка, дорадо на гриле и тирамису — таких заведений тьма–тьмущая. Cмесь европейского и итальянского меню. А иногда вдобавок даже что–то японское, вок и хачапури. И все рестораны cо слегка состаренной мебелью (уж венские стулья будут в большинстве) и винтажными элементами интерьера, выполненного в бежево–коричневой гамме, где у столов абсолютно одинаковые ножки, напоминающие бабушкины швейные машины Singer.
Оптимальные с точки зрения бизнеса и интерьер, и меню. Так, чтобы наверняка. С одной стороны, такой интерьер и кухня не могут не понравиться (а значит, меньше гостей развернется и уйдет), с другой — нет проблем с поставщиками и поварами: все продукты хорошо известны и всегда в наличии.
Если рассматривать такой подход формально, его природа ясна. Исследования ресторанного рынка проводятся с 1934 года, и мотивы его посещения за 70 лет почти не изменились: просто поесть и встретиться с друзьями — на них приходится более 60% мнений респондентов. И в России ситуация очень похожа. Ее, видимо, и трактовали буквально. Если поесть и встретиться, так зачем искать какие–то собственные фишки? Посадочного места будет достаточно.
В итоге огромное количество клонов. Один на другой похожие рестораны с одинаковым меню (разница лишь в соусах и гарнирах), сопоставимыми ценами и похожими интерьерами. И каждый вновь открытый брат–близнец забивал новый гвоздь в крышку их общего клонического гроба. Почему? Клоны убили главный мотив выбора ресторана — качество еды (это понятие чуть шире, чем качество исходных продуктов): оно везде одинаково. Приемлемо. И теперь, с появлением очередного клона, в каждом из ресторанов среднего класса убывает количество гостей. Уже сейчас многие стоят пустыми. Можете убедиться.

Отличие петербургского рынка от того же московского в том, что аудитория, которая может с завидной регулярностью тратить 1000–1500 рублей на ужин, не слишком велика. А конкуренция на рынке "просто посидеть" высокая. Поэтому ресторанам недостаточно предлагать лишь место, локацию, которая до последнего времени считалась определяющей успеха.
Читайте также:
Компактный общепит
Для того чтобы ресторан был удостоен посещения, необходимо реальное отличие, заставляющее возразить: нет, поедем только туда. И это не только кухня, но и атмосфера заведения. Она крайне важна, потому как второй по значимости мотив выбора конкретного ресторана — ощущение безопасности.