Почему в Петербурге нет гранд-ресторана

"Сергей Славинский"

Маркетолог Сергей Славинский о том, почему в Петербурге до сих пор нет парадного ресторана.

Долго пытался для себя найти ответ на вопрос, почему в Петербурге нет парадного ресторана. Большого, дорогого, светлого, в своем классическом понимании.
Парадный ресторан - атрибут любого современного мегаполиса. Визитная карточка города, он хорошо известен за его пределами, но при этом его не обходят стороной ни туристы, ни местные жители. Не кормушка для туристов, а достопримечательность, гордость жителей. Кафе Maxim's в Париже, Simpson's в Лондоне, нью–йоркский Four Season или даже Operakallaren прямо в здании Стокгольмской оперы. В столице есть "Турандот", есть "Пушкин", в конце концов, и не только. В Москве таких достаточно. А вот среди петербургских - нет.
Приотельные рестораны, пожалуй, не в счет, потому как находятся пусть даже в шикарных, но гостиницах. "Пробкам", "Террасам" и прочим не хватает парадной атмосферы, "Мечте Молоховец" - размеров… Везде есть свои "но". А место - вакантно. Место лучшего ресторана города, визитной карточки.
В ресторанный мир вливается большое количество концепций: новых форматов заведений с новыми идеями, кухней, ни на что не похожей атмосферой. Копают маркетологи, ищут ресторанные консультанты, но при всей этой кипучей деятельности самые наглядные ниши остаются свободными. Видовые заведения, рестораны со своим шоу (за исключением вечной "Тройки"), рестораны для романтических свиданий с соответствующей атмосферой… Это как бы весьма банально и достаточно дорого. Предлагать такие вещи означает расписаться в отсутствии креативности. А таких ресторанов, без оговорок, до сих пор нет. Нет их, как нет и ресторана, который мог бы стать олицетворением кулинарного Петербурга, - гранд–ресторана, парадного, нарядного, в который собираются так же, как в оперу.
Парадность вовсе не означает заоблачную стоимость блюд. Понятно, что такое заведение не может быть дешевым, но, как правило, ценообразование в таких местах находится на грани терпимого, но не за ней. Поэтому собраться по волнительному поводу в парадном заведении посильно для тех, кто посещает рестораны регулярно, и, возможно, для тех, кто в рестораны ходит крайне редко. Этакая позволительная роскошь. Именно поэтому приходят на ум сравнения с храмами искусства: оперными театрами и музеями, где обилие роскошного декора не противоречит финансовым возможностям посетителей, а лишь настраивает на соответствующую волну. Так почему же в городе нет такого храма кулинарии?
Ответ для себя я получил, гуляя по интерьерам "Талиона" и беседуя со знакомой, остановившейся там. Ведь всем понятно, что те инвестиции, которые были сделаны в реставрацию двух дворцов и перестройку целого квартала, не окупятся в "разумном инвестиционном периоде". Это амбиции, возможно, желание воздвигнуть памятник себе, оставить след в истории… Не важно. Не главное. Главное - что это сделано.
Парадный ресторан - не инвестиционный проект, не сетевое заведение, не бизнес–план, окупающийся за 18 месяцев, и не модное местечко, открывающееся на 3 – 5 лет. Великий ресторан - ресторан, в котором почти ничего не меняется. Ни меню, ни стандарты, ни интерьеры. Вне моды, вне времени, вне национальной привязанности. Да, это почти всегда давящая роскошь, это ощущение дороговизны, золото, серебро и хрусталь. Но главное - ощущение сопричаст­ности к процессу потребления этой самой роскоши, cопричастности к dolce vita, празднику жизни, ощущение того, что ты избранный…
Но, увы, пока такого заведения нет. И не будет до тех пор, пока задача ресторатора будет исключительно в заработке, а не в работе.