Илья Бортнюк учит нотной грамоте

Автор фото: Илья Бортнюк
Илья Бортнюк

О перспективах бизнеса на музыкальном рынке Петербурга рубрике Next рассказал Илья Бортнюк, гендиректор компании "Светлая музыка" и продюсер фестиваля "Стереолето".

Стоит ли вообще заниматься концертным бизнесом в России?
— Концертный бизнес самый рискованный и непредсказуемый. Он, конечно, интересный и престижный, но есть иллюзия, что здесь зарабатывают много денег. Я считаю, это очень ненадежный бизнес с точки зрения предсказуемости и рентабельности. Особенно если заниматься продвижением новой музыки. Ведь, например, с продажей билетов на концерт групп "Любэ" или Deep Purple проблем не будет, пока не умрут все фанаты. А когда ты хочешь представить публике нового исполнителя, реакция может быть совершенно неожиданной, так что в 1000 раз надежнее продавать унитазы или макароны, на них спрос никогда не упадет, я думаю.
Действительно есть проблемы с продажей билетов?
— Да, это серьезная проблема. В прошлом году в Москве не смогли продать все билеты даже на концерт самой популярной группы в мире — U2. Думаю, все дело в том, что российский музыкальный рынок менее цивилизованный, чем западный, при этом покупательная способность у людей меньше гораздо. Вообще большинство людей так и не привыкло ходить на концерты и платить за это деньги, как, в принципе, и платить за музыку в любом ее виде.
Но тем не менее вы продолжаете этим заниматься?
— Да, занимаюсь. Потому что, во–первых, это доставляет мне удовольствие: я до сих пор очень люблю музыку и она меня вдохновляет, во–вторых, все–таки чаще всего мероприятия проходят нормально с финансовой точки зрения, нет какой–то суперприбыли, но и серьезных провалов не случается. Но если бы я знал 10 лет назад, что так будет, то, возможно, и не стал бы этим заниматься.
А что необходимо, чтобы состояться как музыкальный менеджер?
— Человек в первую очередь должен быть в теме. Понимать, как работает рынок, какие инструменты надо применять. Ему, безусловно, должно быть интересно, он должен искренне любить артиста, которым занимается, и еще необходимо обладать развитой интуицией. Нужно иметь чутье на музыкантов — угадывать, примет их публика или нет. Но вообще работа с артистом — это отдельная тема, то есть их лучше любить, но не работать с ними.
А проведение музыкальных фестивалей, таких как "Стереолето", это прибыльно?
— В общем да, но прибыль возможна только благодаря спонсорам. Теперь уже с этим нет проблем, некоторые спонсоры нас сами находят, а вот в самом начале мне даже пришлось вкладывать в большей степени свои деньги.
А что вообще помогает привлечению спонсоров?
— Нужны понимание того, что им хотелось бы получить от концерта (фестиваля), и креативные идеи для продвижения их бренда. Ну и ваша хорошая репутация, умение убеждать и прочее. А для успеха самого мероприятия важен правильный PR — это одна из трех главных составляющих. Две другие — это хорошо продуманная структура и грамотно выбранное место.
Есть ли шансы для приезжих реализоваться в музыкальном бизнесе Петербурга? Или это уже закрытый клуб?
— Да, конечно, есть все шансы. Вообще могу сказать, что в Петербурге за по­следние 10 лет не появилось новых крупных игроков на этом рынке. И по большому счету не важно, местный ты или приезжий, главное — это уметь быстро сориентироваться. Так, если ниша мейнстрима уже освоена, то хип–хоп, например, есть куда развивать. Могут быть и провальные концерты. В Москве даже есть такая статистика, по которой прибыль приносит только 20% всех концертов. И, конечно, если у вас девять из 10 концертов провалилось, то тут стоит задуматься, может, и правда, лучше заняться чем–то другим.