Константин Райкин: "Для Минфина культура - какой-то аппендикс"

Автор фото: Итар-Тасс
Константин Райкин

Руководитель московского театра "Сатирикон", актер Константин Райкин в интервью dp.ru открыто признал, что Россия это страна, где правят Минфин, МЧС и ФСБ, рассказал о дьявольщине с событиями на Манежной площади и Путине.

DP.RU: Сейчас государство предлагает театрам полное
содержание с полным контролем; либо большую свободу, но и большую
ответственность; либо полную автономию от него. Что выбрал "Сатирикон"?
Константин Райкин: Мы бюджетная организация. В этом
положении очень много сложностей и, я бы сказал, идиотизмов, но мне кажется, оно
все-таки менее идиотично и чудовищно, чем автономное существование. По-моему,
его выбрала какая-то доля процента театров. Желаю всего доброго тем, кто встал
на эту опасную дорогу, но правильно сделали остальные, что не пошли, это,
по-моему, вещь авантюрная, непродуманная и убийственная для театра. Мы-то в свое
время хотели полной самостоятельности, вообще приватизироваться, и сейчас хотим.
Может быть, когда-нибудь это и удастся, но так много препон…
Печально, что какой-то серьезной культурной политики нету.
Судя по деньгам, у нас в государстве вопросы интеллекта и души стоят на
последнем месте. Образование, фундаментальная наука и культура - досадные
отрасли человеческой деятельности, как чесотка, которая все время достает. Это
вопросы, которые все время оставляют на потом. К сожалению, самые главные люди
государства не относятся к ним так серьезно, как они заслуживают.
DP.RU: Но вы влиятельный член общества, и вообще, как
известно, Путин с будущей женой познакомился на спектакле Аркадия Райкина.
Неужели вы не можете повлиять на ситуацию?
Константин Райкин: Видимо, для Владимира Владимировича
этот факт не является серьезным доводом, основанием к какому-то серьезному
размышлению. Хотя, судя по языку, он человек достаточно культурный, это первый
из властителей, который стал по-человечески разговаривать: от себя, и
произношение нормальное мы услышали. Но дальше этого не идет. Чтобы олигархи,
капиталисты делали серьезные вложения в культуру, чтобы это стало престижным,
модным, нужно показать пример, дать команду. А команды не поступает. Встречаться
с деятелями культуры и с деятелями из других сфер можно сколько угодно, но все
решает Минфин, это самое главное министерство. Для Минфина культура - какой-то
аппендикс, которого лучше бы не было. У нас страна, где правят Минфин, МЧС
и…
DP.RU: ФСБ?
Константин Райкин: Да. Понимаете - и всё!
DP.RU: Путин был на вашем 50-летии. А на 60-летие
пришел?
Константин Райкин: Я его вообще не праздновал, так что
никого такого не было, даже и не пахло. И слава богу. Я свой путь, какую-то его
серьезность, все-таки измеряю не количеством этих посещений. Ей-богу, могу
обойтись, как и он обходится без встреч со мной совершенно запросто. И я не то
что не в обиде - я бы все свои встречи променял бы на одно кардинальное мудрое
решение в сфере культуры и, в частности, театра. На самом деле эти встречи
ничего мне не дали, кроме умасливания моего мелкого самолюбия.
DP.RU: Надо думать, путинского тоже - известно, что все с
трепетом относятся в артистам, которых в детстве видели по телевизору.
Константин Райкин: В детстве Путин по телевизору видел
моего папу, которого я ему, к сожалению, не могу заменить. А мне обо всем этом
разве что внукам рассказать… а может, они совсем другим будут
интересоваться.
DP.RU: 60-летие вы все же отметили - премьерой спектакля
"Вечер с Достоевским" по "Запискам из подполья" в постановке Валерия Фокина. Вы
не раз говорили, что публика "Сатирикона" хочет быстро, ярко и понятно - в этом
смысле "Вечер" к ней совсем не снисходителен.
Константин Райкин: А последняя наша премьера еще круче! Юрий
Бутусов поставил "Чайку" Чехова, которая идет 4,5 часа, почти до полуночи. Про
нее мне легче говорить, потому что сам не играю: я как художественный
руководитель театра испытываю даже не минуты, а длительные периоды гордости за
своих замечательных артистов. Думаю, "Чайка" - крупное театральное событие в
Москве.
DP.RU: У звезды всегда есть кредит доверия, ее любят
авансом. Это плохо - можно не полностью затрачиваться на сцене или, наоборот,
позволяет не расходовать силы на то, чтобы взять зал?
Константин Райкин: Для настоящего артиста успех у публики
совершенно не есть сигнал к расслаблению. Потому что критерии он все-таки
черпает из себя, а не из успеха. "Поэт, не дорожи любовию народной" - это
стихотворение Александра Сергеевича менее всего годится к профессии актера,
потому что актер связан с успехом буквально. Но все равно главные планки он
расставляет себе сам. Каждая следующая работа - это страх быть разоблаченным. И
перед самим собой, и перед публикой. Среди хороших артистов есть люди, которые
очень всерьез относятся к признанию. Но мои... не то чтобы кумиры, но те, на
кого я ориентируюсь, - для них успех есть только побуждение к дальнейшим
исканиям и рискам. Вообще мне кажется, настоящий артист и, в более широком
смысле, настоящий художник - это человек, который болен синдромом ученичества.
Способностью отказаться от предыдущего опыта.
А кроме того, на самом деле зрителям ведь все равно, сколько
тебе лет, какие у тебя заслуги. Ты либо играешь, либо нет. Как только ты не
играешь - в зрителе совершенно нет снисхождения, и это совершенно правильно.
DP.RU: Алиса Фрейндлих сказала "Я приучила публику к своей
некрасивости". У вас была такая проблема?
Константин Райкин: Как-то я никогда не страдал от этого.
Хотя сейчас, когда вижу кадры из своих ранних ролей, понимаю, что предлагал
зрителям испытание на прочность: насколько вы меня любите? а если я вот так
улыбнусь, а вот так зубки свои покажу? Зрительская симпатия ко мне подвергалась
большим нагрузкам. Но потом наша страна вышла на новый уровень цивилизованности,
в частности, появились дантисты и материалы, дающие возможность что-то
корректировать. И я нашел такого дантиста-дизайнера, который, так сказать,
отредактировал немножечко природу, не меняя общей картины.
DP.RU: Рассказывают, что Аркадий Райкин приехал на гастроли,
кажется, в Одессу…
Константин Райкин: В Киев.
DP.RU: …и первый монолог у него начинался со слов "Кто я?"
Из зала ответили: "Жид". Райкин ушел со сцены, отменил все спектакли и
немедленно уехал.
Константин Райкин: Он всегда упорно отрицал этот случай.
Говорил, что это сплетни, что никогда этого не было. Притом мне его актеры
говорили, что это было.
DP.RU: Вы сталкивались с антисемитизмом?
Константин Райкин: Со мной общались прежде всего как с сыном
любимого артиста. У большинства людей при той любви, которую вызывал у них
Аркадий Райкин, понятие национальности куда-то уходило. Но были, конечно, и
другие. В нашем семейном архиве, кроме восторженных, влюбленных,
благодарственных писем папе, есть и целая коробка злобных, антисемитских.
Правда, это очень небольшая часть по сравнению с другими, тем не менее. А то,
что антисемитизм тогда существовал на государственном уровне, было очевидно.
DP.RU: Как объяснить обострение национализма, ксенофобии,
Манежную площадь и т. п.?
Константин Райкин: Эта дьявольщина очень тревожит.
Если говорить о конце света, по поводу которого периодически возникают всякие
истерические разговоры, - мне кажется, он наступит не от гигантского
землетрясения или столкновения с каким-то небесным телом, а, скорее, от того,
что все передерутся. Конец света заключен внутри нас. Самые главные опасности
для человека представляет человек. Необъяснимая вещь: вроде бы образованные,
умные люди вдруг начинают нести такую чушь по поводу какой-то национальности.
Они превращаются в оборотней. Даже представители
христианской церкви! Вы послушайте наших православных: как агрессивно,
ортодоксально, непримиримо они говорят о католиках. Это же просто уму
непостижимо! Они начинают вскипать, им изменяет мудрость, достоинство,
великодушие. Они забывают веру, все самое святое, что должно быть в человеке. А
что же другим тогда остается? Совсем перелаяться и
перекусаться?