Недоступное образование

В минувший понедельник Павел Астахов посетил детский дом-интернат № 4. Одной из тем, затронутых в рамках встречи, стала реализация права на образование детей с тяжелыми формами нарушений.

Общедоступность образования закреплена на уровне высшего закона. Между тем, воспитанники детских домов и интернатов, зачастую, оказываются за бортом системы образования. По данным СПб БОО "Перспективы", на сегодняшний день  в Детском доме-интернате 1  (ДДИ 1) обучение проходят всего лишь  80 человек из 160 подопечных, в ДДИ 2  - 19 человек из 71 воспитанника, в ДДИ 4 – 108 человек из более чем 400 детей. При этом обучение, зачастую, происходит с нарушением всех норм и проводится в самом интернате, что называется “надомно”, в помещениях игровых комнат, которых и так не достает в виду перенаселенности интернатов.
Общественная организация "Перспективы" также сообщает, что работа в филиале школы № 565 при ДДИ 4 ведется с нарушениями, поскольку количество часов, посвященных занятиям по предметам, сокращено до 8 (при норме коррекционных школ - 20), а коррекционные занятия не проводятся вовсе.
“Проблем много: не хватает помещений, в которых можно учить таких детей, нет транспорта, который может доставить их к месту обучения, нет профессиональных  учителей, которые знают, как с этими детками работать. Кроме того, программы и существующие системы оценки  успешности  учащихся категорически не соответствуют особенностям детей с серьезными нарушениями. Вообще, система образования не может «натренироваться» учить «особых» детей, если она их сперва не примет. А она упорно не желает их принимать”, - считает Мария Островская, директор СПБ БОО "Перспективы".
Дети с тяжелой инвалидностью, живущие в семьях, также сталкиваются с ситуацией, когда доступ в коррекционные школы  для них оказывается затруднен. Правда, в этом случае на защиту ребенка встают родители, которые все-таки добиваются реализации детских прав. Но в интернатах, где число воспитанников доходит до 500 человек, бороться за права каждого подопечного – сверхзадача. Выходом могло бы стать разукрупнение ДДИ и переход к интернатам на 10-20 человек, где интересам каждого ребенка уделялось бы заметно больше внимания. По мнению специалистов, это к тому же, позволило бы заметно сократить расходы на содержание подобных учреждений, однако, многомиллиардное финансирование нынешней системы вселяет сомнения относительно возможности ее скорого и безболезненного реформирования.
“Перспективы” разработали модельный проект, позволяющий обучать “особых” детей с учетом их индивидуальных возможностей (в 2006 году в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 25 стартовал проект “Школа для каждого”, призванный интегрировать детей с тяжелыми нарушениями развития в систему гос.образования, а не изолировать их, путем надомного образования в “классах” внутри интернатов).
Общественная организация также обратилась в  Комитет по образованию, но чиновники пока что хранят загадочное молчание.  Уполномоченный по правам ребенка при Президенте пообещал по мере возможностей поспособствовать “Перспективам” с тем, чтобы голос общественной организации был лучше слышен сотрудникам Комитета. Также Павел Астахов выразил намерение поднять вопросы образования “особых” детей на уровне губернатора Петербурга.