Будущее Сенной площади

Представлен предварительный проект реконструкции Сенной пл. Будущая Сенная будет совсем не похожа на нынешнюю. Никаких торговых павильонов и Башни мира там не будет.

Предварительный проект реконструкции Сенной пл. -- одного из наиболее загруженных транспортных и пешеходных узлов Петербурга -- предусматривает возрождение исторической доминанты -- колокольни Успенской церкви. Архитектурный конкурс по реконструкции площади было решено не проводить. Генеральным подрядчиком проекта стал институт «Ленгипроинжпроект».
Последняя версия площади была создана накануне 300-летия Петербурга. Именно тогда предложили возродить торговый статус Сенной и разместить на ней восемь торговых павильонов, построенных структурой «Адаманта». Кроме того, площадь благоустроили за счет скамеек с коваными металличе­скими колесами от повозок, а в центр водрузили подарок французских предпринимателей -- стеклянную Башню мира работы семейной четы Хальтер.
Полная перестройка
В 2009 году заговорили о масштабной реконструкции площади. Инициатором стал главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев, о чем он сам проинформировал общественность на обсуждении в Доме архитекторов. Он пояснил, что вскоре на Сенную придут два крупных инвестора: один возведет вторую очередь торгово-развлекательного комплекса «Пик» на углу с ул. Ефимова, другой -- гостинично-офисный центр слева от него -- вместо флигелей домов 47 и 49 по Гороховой ул. Именно к этим инвестпроектам и решено «подвер­стать» переделку всей Сенной пл.
В конце марта начался демонтаж первого торгового павильона -- возле строящейся станции метро «Спасская». Пока он стал единственным. Однако уже сейчас в оставшихся зияют пустующие помещения. Очевидно, жить им осталось недолго.
Трамвай вернется
По словам Юрия Митюрева, сотрудники института «Ленгипроинжпроект» занимались в основном транспортом. В частности, под площадью появятся новые подземные пешеходные переходы. Вернут сюда и трамвай (как известно, несмотря на то что сейчас рельсы на всем протяжении Садовой ул. остаются, постоянного движения по ним нет -- путями пользуются лишь для перегонки вагонов с севера на юг и обратно). Трамвайные остановки создадут на двух новых островках безопасности, куда выведут выходы из нового пешеходного тоннеля, который соединит Гауптвахту и станцию метро «Сенная площадь».
Перекресток двух дорог
Количество автомобильных полос движения не увеличится: в каждом направлении по Садовой ул. их останется три. Не изменится и перекресток с Московским пр. и пер. Гривцова -- там сохранится светофорное регулирование.
Непосредственно архитектурой площади занималась мастерская «СУАР.Т -- проект» Александра Супоницкого, ранее ставшая известной благодаря проекту нового вестибюля станции метро «Горьковская» -- «летающей тарелки» в Александровском парке.
Сам Александр Супоницкий пояснил, что радикальных изменений на Сенной не будет.
Освободившиеся от павильонов участки отдадут пешеходам -- замостят. Заметного увеличения зеленых насаждений не предвидится, так как в первую очередь «воссоздается градостроительный объем площади, открытое пространство -- сейчас-то там вообще не очень понятно, что называется площадью, это просто пересечение двух магистралей».
Колокольню возродят
Собственно реконструкция пространства площади -- первый этап. Его сроки точно не известны, но это вряд ли 2011 год. Далее последует строительство «Пика-2». Его облик еще не сформирован -- пока ведутся «тщательные эскизные проработки», подчеркивает Александр Супоницкий.
Все зависит от будущего инвестора -- он определится в ходе тендера. Но в любом случае новое здание включит в себя два вестибюля метро -- и «Сенную площадь», и «Спасскую». Последняя получит собственный выход в 2013 году.
Как сообщила представитель ОАО «Метрострой» Екатерина Гигиняк, сейчас там готовится стройплощадка, на которую с «Адмиралтейской» перевезут конструкции проходческого щита. Сооружать эскалаторный тоннель начнут, скорее всего, в начале будущего года.
Что касается воссоздания Спаса на Сенной, то это, оказывается, невозможно. Юрий Митюрев говорит, что вестибюль «Сенной площади» частично заходит на фундамент церкви, а потому его нужно разбирать, что проблематично.
Решение было найдено -- восстановить только колокольню.
Правда, многие архитекторы считают этот шаг неправильным и странным. Так, архитектор Рафаэль Даянов уверен, что реконструировать метро, чтобы оно не мешало церкви, в принципе несложно, но этим просто не хотят заниматься.