Платное образование ради преподавателей

Автор фото: Trend

Что думает работодатель, когда видит в дипломе "бакалавр" или "специалист", и почему нужно сделать высшее образование платным, обсуждали в "Деловом Петербурге".

Многие компании–работодатели
в растерянности:
как расценивать новые квалификации выпускников,
какими знаниями и навыками обладают бакалавр, специалист и магистр? Кто из них
лучше подойдет на вакансию и почему?
Переход на новые стандарты образования запутал и
руководителей университетов. Они еще не могут дать четкий ответ, сколько
направлений, специальностей и квалификаций подготовки предлагает их вуз. Ко
всему прочему, престиж профессии преподавателя в вузах упал так же низко, как и
в школе: зарплата маленькая, а загрузка колоссальная.
Решения проблем высшего образования пытались найти участники
круглого стола "Высшая школа: опыт реформирования".
Александр Петров,
проректор по учебной работе Санкт–Петербургского
архитектурно–строительного университета:
"Переход на двухуровневую
систему
высшего профессионального образования (бакалавр и
магистр) имеет свои особенности. Выпускники по направлению
"строительство", бакалавры и магистры, обладают разными уровнями знаний. Но
важно, чтобы работодатели четко представляли, какие вакантные должности они
могут замещать. В строительных организациях привыкли, что строительный вуз
выпускает специалистов с квалификацией "инженер–строитель". Выпускник с
квалификацией "бакалавр" также получает диплом о высшем образовании, но
работодатели сомневаются, на каких должностях он может работать.
Для решения этого вопроса

нужно внести изменения в профессионально–квалификационную структуру
должностей в строительстве, чтобы обеспечить соответствие требований к должности
и квалификации выпускника. Это позволит решить проблему и обеспечить более
тесное взаимодействие вузов и бизнеса.
Надо сказать, что в
этом году прием студентов будет особенным. К примеру, мы технический вуз и
принимаем ЕГЭ по физике при поступлении на технические направления подготовки,
но сейчас в городе всего 5 тыс. школьников записались на сдачу экзамена, а
потребность — 26 тыс. Это проблема, но мы надеемся, что иногородние восполнят
этот дефицит".
Ольга Серебренная,
директор филиала АНКОР в
Петербурге:
"60% наших клиентов

формируют собственный кадровый резерв внутри компании. Работодателей
интересует больше не терминология: бакалавр, специалист, магистр, — а
реальные навыки, которые имеет кандидат, и знания по специальности.
Мы проводили исследование

по дефициту профессиональных кадров среди 500 представителей
HR–департаментов ведущих компаний, оперирующих в России, 12% из них составляют
жители Петербурга. Опрос выявил, что наибольшие трудности компании испытывают
при поиске технических специалистов различных уровней, начиная от главного
инженера, заканчивая наладчиком на производстве.
Часто работодатели

отдают предпочтение магистру не потому, что у него выше
качество образования, а потому, что у студента есть нацеленность на результат,
так как он стремился максимально завершить обучение. Именно ориентированность на
достижение целей и желание профессионально развиваться являются ценными
факторами при выборе кандидата".
Екатерина Аридова,
руководитель отдела персонала ЗАО "Оптоган":
"Действительно,
многие вузы не признают выпускников–бакалавров
полноценными инженерами.
Однако важно все–таки определить, какая
должность соответствует этой степени.
Конечно, студенты должны получить полный курс обучения, но при этом не стоит
забывать: у них разные стартовые возможности. К примеру, кто–то работает с
первого курса, а кто–то начинает только после института. Нередко бакалавр может иметь больше знаний и
навыков, чем магистр, вышедший из того же вуза.
Нашей компании не хватает

технических специалистов всех уровней. Сегодня мы практически
самостоятельно даем навыки и доучиваем персонал. Кстати, большинство крупных
организаций делают то же самое.
Кроме того,
некоторые преподаватели в вузах не подтверждают своего
высокого статуса
"учителя и наставника", потому что не умеют общаться с аудиторией, не знают, как
использовать современные технические средства для преподавания.
Полагаю, что
решением этой проблемы может стать организация вузами тренингов и обучения для
своих сотрудников, чтобы они не отставали от жизни и осваивали новые технологии,
помогающие учить других. В конце концов, преподаватель — это тоже наемный
работник, которого нужно
развивать".
Лев Карлин, ректор
Российского государственного
гидрометеорологического университета:
"С педагогами сейчас беда,

и большая беда. Надо прямо сказать, что на преподавательской работе
много не заработаешь. С зарплатой 14–15 тыс. рублей, какая может быть мотивация
при таких суммах? Поэтому стремление преподавателя университета другое — наука.
Государство очень много сделало в этой области. Есть преподаватели, которые
зарабатывают миллионы рублей благодаря своей научной деятельности.
Действуют несколько федеральных целевых программ для ведущих научную работу
преподавателей, по которым можно получить гранты.
Что касается чисто
преподавательской деятельности, то загрузка педагогов очень большая — 900 часов
в год. Сотрудники разрываются между педагогикой и наукой, которая приносит
основной заработок. В пределах вуза здесь ничего не сделать. Государство
должно либо существенно, в разы, увеличить зарплату преподавателям, либо
признать, что оно не может содержать высшую школу в таком виде, и сделать
образование платным. Тогда преподаватель за свою педагогическую работу сможет
получать приличную заработную плату. Или снизить ему нагрузку, как на Западе, до
200 часов, тогда он сможет на достойном уровне вести и преподавательскую, и
научную работу. Пока этого не сделано, на преподавательской работе в России
будут халтурить, экономя время для научной работы, или будут читать свой курс,
вести семинары и прочее, бегая из одного учебного заведения в другое.
Грядущая приемная
кампания
, действительно, будет сложной. Скорее всего, из–за недостатка
абитуриентов в большинство вузов будут брать всех. Принесешь аттестат — тебя
зачислят. На самом деле такая же ситуация была и в прошлом году, хотя заявляли о
конкурсах по 50 человек на место, но брали–то всех. И мы будем делать то же
самое, и все вузы России. Такова реальная картина российского мира
образования".
Вячеслав Нараев,
проректор по развитию и корпоративным связям Санкт–Петербургского
технологического института:
"Я бы не стал в этом случае

использовать такую терминологию, а именно говорить, что сотрудники
вузов халтурят. Думаю, что преподаватель, совмещая работу в другом учебном
заведении, работает там не хуже, чем на основной работе. По крайней мере, свою
зарплату отрабатывает сполна.
Сегодня при низкой заработной
плате
нагрузка на преподавателя очень большая, поэтому привлечь
молодежь к этой работе в университетах очень сложно. Проблема молодых кадров
остро ощущается во многих вузах, особенно в технических. Нужна помощь
государства в решении этой проблемы, иначе ситуация будет только ухудшаться.

Говоря о сотрудничестве с бизнесом, надо сказать, что у Техноложки всегда
были и остаются тесные связи с промышленностью, научно–исследовательскими и
проектными организациями. Правда, эти контакты несколько ослабли,
поскольку многие предприятия и НИИ испытали последствия кризиса, находятся
не в лучшем состоянии, стали частными, перепрофилировались или просто закрылись.
Активность же бизнеса в целом строить деловые отношения в области подготовки
инженерных кадров, подкрепленной материальными ресурсами, пока оставляет желать
лучшего.
Что касается ЕГЭ по
химии, то здесь ситуации непростая. Есть информация, что наряду с
неблагоприятной демографической ситуацией число школьников, изъявивших желание
сдавать этот предмет в этом году, невелико, оно меньше, чем по физике.
Поэтому прием студентов на 1–й курс в этом году, по–видимому, будет сложным".

Александр
Кондратьев
, ректор Северо–Западного
государственного заочного технического университета:
Объем бюджетного
финансирования
, направляемого на стимулирование труда преподавателей,
конечно, недостаточен. Но проблема не только в этом.
Качественный инженерный
состав
на предприятиях реального сектора экономики наиболее рационально
готовить безотрывно, параллельно и опережающим образом по отношению к проводимым
инновационным проектам.
На этом пути

определяющим фактором является способность преподавателей вуза
использовать все современные образовательные технологии. К примеру, в нашем вузе
свыше 70% занятий проводятся на базе компьютерных методик дистанционного
обучения. Это потребовало создания собственной системы
образовательно–технологической и методической подготовки преподавателей. У
нас ежедневно работает около двух десятков телемостов. Однако
существующая нормативная база по организации учебного процесса уже не
соответствует требованиям времени. В штате какой учебной точки должен числиться
преподаватель, если он читает лекции и проводит лабораторные работы и семинары
на основе телекоммуникационных каналов?
Хочу отметить еще
одно обстоятельство, затрудняющее жизнь авторитетных вузов Петербурга: образно
говоря, некорректные методы привлечения абитуриентов некоторыми "пришлыми"
вузами. Лично видел объявление: "Высшее образование за два года". Каждому ясно,
что ни бакалавра, ни специалиста, ни даже техника хорошего за такой срок не
подготовить.
Вместе с тем вопрос,
почему вузы не сообщают в контрольное управление Минобранауки о работе жуликов
на рынке образовательных услуг, участники круглого стола комментировать
отказались.