00:0025 марта 201100:00
25просмотров
00:0025 марта 2011
В Петербурге 2020 года никто не курит, долго живут и мало бедных, а 70% горожан ездят на работу на автобусах, а не личных автомобилях.
Все это подразумевает Концепция социально-экономического развития города до 2020 года. Власти хотят, чтобы он превратился в самый лучший город на свете, где молодые ученые производят множество инновационных продуктов. «ДП» обратился к экспертам в области управления городами и развития территорий, чтобы разобраться, действительно ли возможно за неполных 9 лет создать в городе 350 тыс. рабочих мест в сфере высокотехнологичной промышленности и свершить много других великих дел.
Инноград
В КЭРППиТ пришли к выводу, что места для размещения крупных заводов в Петербурге почти не осталось. Не земли как таковой, а подготовленных площадок с инфраструктурой. А на создание новых в бюджете просто не хватает средств. Видимо, слишком большой ценой обошлись участки для автозаводов. Так что развивать стоит менее масштабные по размеру инновационные предприятия: НИИ, КБ, инжиниринговые и программистские компании. Разместить их по городу предполагается равномерно: часть в спальных районах, а часть -- в центре, но недалеко от новых жилых кварталов для молодых специалистов, выстроенных на месте старых промышленных производств.
В 2020 году, по планам, доля сектора услуг в ВРП вырастет до 65,1%, при этом втрое, до 6,6%, увеличится доля услуг, связанных с разработками и исследованиями. А доля расходов на НИОКР удвоится и составит 2,5-3% ВРП. В этом должна помочь и заграница: количество компаний из рейтинга Financial Global 500, имеющих научно-исследовательские подразделения в Петербурге, должно также удвоиться.
«Мы действительно живем в постиндустриальном обществе, где сокращается промышленность и растет доля услуг: связь, транспорт, финансовый рынок и прочее, -- не спорит директор петербургского отделения ГУ ВШЭ Александр Ходачек. -- Промышленность уже сейчас формирует лишь около 30% доходной части бюджета». Он, однако, считает спорным положение о создании в городе 350 тыс. высокотехнологичных рабочих мест. «Для такого количества людей надо создавать всю инфраструктуру, и это очень серьезные вложения, -- сомневается Ходачек. -- Хватит ли средств, чтобы, не решив текущие социальные проблемы, браться за новые?»
10 тыщ одних курьеров
Тезис о 350 тыс. молодых специалистов вызывает у экспертов больше всего скепсиса. Для сравнения: в знаменитой Кремниевой долине в Калифорнии -- около 225 тыс. рабочих мест в сфере высоких технологий.
«Высокотехнологичные предприятия -- это, как правило, малолюдные производства, автоматизированные, -- отмечает глава отдела исследований Леонтьевского центра Нина Одинг, -- там работают десятки, сотни сотрудников». То есть, получается, создать придется не менее 3500 новых высокотехнологичных предприятий. Авторы концепции равняются на Нью-Йорк и Лондон, запланировавшие создать по 750 тыс. рабочих мест к 2030 году. С учетом же членов семей новых работников население Петербурга увеличится примерно на миллион человек -- население огромного города.
Главный вопрос, остающийся после прочтения концепции, -- почему, собственно, молодые специалисты должны выбрать именно Петербург для работы. Город, имеющий потенциально больший объем рынка, пока проигрывает по привлекательности большинству европейских столиц. Более того, он должен стать привлекательнее не только Нью-Йорка и Лондона, но и Москвы -- а сейчас продвинутая молодежь, даже твердо решившаяся перебираться в Россию, предпочтет скорее столицу. В Москве по крайней мере заложен инновационный центр «Сколково».
«Чтобы эти процессы стали настолько масштабными, как заявлено, потребуются сверхусилия, то есть масштабные и амбициозные проекты», -- уверена руководитель проектного направления центра стратегических разработок «Северо-Запад» Виктория Желтова.
При этом «Сколково» -- уникальный пока в России проект, и создается он при всяческой поддержке государства и федерального бюджета. Ради «Сколково» вводятся особые налоговые и таможенные льготы, специальный визовый режим для приезжих специалистов. Стоимость создания центра оценивается в $5-6 млрд. Большой вопрос -- потянет ли федеральный центр развитие еще хотя бы одного такого проекта в Петербурге. А без этой поддержки городу не обойтись.
«Возникает вопрос: за чей счет будут происходить нововведения? В концепции предусмотрено, что ежегодно не менее 30% работающих граждан будут проходить повышение квалификации -- кто, например, будет оплачивать это? Городской бюджет, федеральный? Вряд ли. Это должен быть бизнес», -- рассуждает Нина Одинг.
Концепция же этот вопрос деликатно обходит. По ее мнению, при изучении концепции нужно понимать, что не все во власти городского правительства, и отделить вопросы, где нет доступных возможностей изменения.
«Документ определяет большей частью показатели, на которые городская политика напрямую практически не влияет либо на которые сложно качественно повлиять за время, отведенное на реализацию концепции», -- считает Виктория Желтова.
Ученому нужен комфорт
Многие задумки потребуют изменений федерального законодательства (те же вопросы льгот или виз).
Примером может служить фактический провал проекта наукограда в Петергофе: за 4 года Смольный, СПбГУ и федеральный центр так и не смогли разобраться с бумажным в общем-то вопросом о статусе выделенного земельного участка и начать строительство. Невозможно будет обеспечить «современную систему образования» без участия Минобрнауки и так далее.
По мнению экспертов, привлечь специалистов в Петербург может благоприятная среда. За счет этого действительно можно было бы обойти переполненную Москву, но потребуется смена приоритетов.
«Здесь мы существенно отстаем от многих крупных городов. Сложно говорить о комфортной среде обитания, если ликвидируются скверы в центре города, сносятся здания, аварийность которых сомнительна, новые объекты не вписываются в гармонию Петербурга», -- скептически замечает Александр Ходачек. По его мнению, благоприятная среда складывается из множества мелочей: ночное освещение, безопасность, грамотное украшение улиц и так далее. С этим согласна Нина Одинг. Молодой зарубежный специалист, если он учился в Европе, просто не поймет, если в Петербурге уровень безопасности и комфорта будет ниже, указывает она. Он предпочтет Копенгаген или Хельсинки. «Европейский город -- это город в первую очередь комфортный для пешеходов. Эти вопросы очень важны, и для этого не надо огромных вложений», -- считает эксперт.
Авторы концепции, судя по всему, это в целом понимают. В их документе предусмотрен целый набор экологических и социальных показателей 2020 года. Например, на 50% должен сократиться выброс углекислого газа в атмосферу, 100% сточных вод будут проходить очистку, и вообще, «будут внедрены ресурсосберегающие и иные наилучшие существующие технологии» на предприятиях энергетики.
По примеру мировых столиц Петербург собирается запретить курение в общественных местах, а также развить «электрические виды общественного транспорта» -- так, что 70% всех поездок будет осуществляться на общественном, а не личном транспорте.
Снег и мусор
Но до сих пор Смольный демонстрировал поведение наоборот. Трамвайные линии ликвидировались, скверы шли под застройку, а ситуация с уборкой снега стала притчей во языцех. К 2020 году, обещают чиновники, снег будет убираться в течение 2 дней, а мусор -- в течение 12 часов.
Кроме того, радикально пересмотрят принципы работы самих чиновников. На любое обращение граждан по электронной почте будут давать ответ, все госуслуги также будут оказываться в электронном виде. Не менее трети госслужащих также должны будут владеть иностранным языком.
«Государство очень неэффективно, оно взяло на себя слишком много функций, и их необходимо пересмотреть», -- полагает Нина Одинг. Ведь молодому иностранному специалисту явно не понравится не только грязный неудобный город, но и российский бюрократизм.
По мнению Александра Ходачека, концепция развития должна обязательно корреспондироваться с генпланом Петербурга. А он между тем исправлялся уже не раз. «Хотя это должно быть как табу», -- утверждает эксперт.
Концепция-2020, кстати, грешит большим количеством пробелов в графе «Текущее значение показателей». Сколько времени сейчас тратится на уборку улиц, каково количество вредных выбросов, сколько людей ездит на работу на метро, а не на машине -- все это разработчики то ли не знают, то ли не считают нужным указывать. Выглядит так, что цифры не отталкиваются ни от какой базы.
В целом все эксперты согласны с тем, что концепцию нужно рассматривать как мечту, и конечно, такая мечта должна быть. Это хоть какая-то цель, за которой в теории должны последовать и планы конкретных мероприятий.
«Я не совсем верю в то, что через 9 лет в Петербурге не останется ни одной коммуналки, но эта задача поставлена, а значит, постепенно работа будет идти, -- рассуждает Ходачек. -- Но движение нужно сделать непрерывным, каждый год ставить и исполнять конкретные задачи по строительству такого-то количества объектов».
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты