Строители АЭС в Ленобласти из экономии купили себе Nissan Patrol за 3 миллиона

Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2 почти весь 2010 год пыталась купить подходящий для своих задач внедорожник. В результате долгих конкурсных процедур дирекции пришлось отказаться от более дорогих Lexus LX570 и Toyota Land Cruiser 200 и купить за 3 миллиона рублей скромный Nissan Patrol.

Строительство двух новых реакторов Ленинградской АЭС ведется с 2008 года. Они будут настолько превосходить по уровню действующие реакторы ЛАЭС, что называть их принято ЛАЭС–2, подчеркивая, что это будет принципиально новый объект атомной энергетики. Стоимость проекта — 140 млрд рублей.
Детали истории о покупке дирекцией строящейся ЛАЭС–2 автомобиля для индивидуального и служебного пользования подробно описаны в материалах электронной торговой площадки "Фабрикант". Именно там закупается значительная часть товаров и услуг для атомной отрасли России. По данным на 17 марта 2011 года, атомщики разместили там более 7 тыс. заказов на общую сумму более 25,8 млрд рублей. Так что покупка внедорожника за 3 млн рублей могла бы там так и остаться незамеченной.
Все началось с того, что 11 мая дирекция ЛАЭС–2 разместила заказ на покупку автомобиля Lexus LX570. Это один из самых дорогих полноприводных внедорожников на рынке. Дороже только топовые версии германских внедорожников — в базовых комплектациях даже они дешевле того, что потребовалось ЛАЭС–2 в мае 2010 года.
Первоначальная цена за этот автомобиль, который требовался дирекции в комплектации Luxury с бензиновым двигателем 5,7 литра, агрегированным с 6–АКПП, была объявлена в 4,95 млн рублей. При том, что рекомендованная производителем розничная цена на Lexus LX570 в комплектации Luxury — 4,2 млн рублей.
К 24 мая продать ЛАЭС–2 требуемый Lexus согласились три компании: ООО "Компания "Эликорт" (4,5 млн рублей), ООО "РТК" (4,57 млн рублей) и ООО "Юни–Лайн" (4,9 млн рублей). Первые два предложения были отвергнуты конкурсной комиссией во главе с руководителем дирекции Олегом Лебедевым (сын директора действующей ЛАЭС Валерия Лебедева) из–за не соответствия условиям конкурса по срокам поставки и условиям оплаты. Победителем было выбрано ООО "Юни–Лайн" с самой высокой ценой, но, видимо, лучшими условиями.
Тем не менее договор с победителем о поставке машины так и не был подписан. В письме Олега Лебедева руководству торговой системы "Фабрикант" от 22 июня 2010 года указывалось, что "сделка не была заключена по причине отсутствия средств по данной статье расходов (по указанию руководства все средства были переведены на расходование по другой статье)".
Уже 21 июня в статье расходов ЛАЭС–2 на покупку автомобиля для индивидуального и служебного пользования вновь появились деньги, правда чуть меньше — 3 млн рублей. В этот день дирекция объявила новый конкурс, но на покупку более скромного автомобиля — Toyota Land Cruiser 200. Этот признанный лидер продаж в своем классе на российском рынке, и розничные цены на него именно такие, как указывалось в заявке — примерно 3 млн рублей. Тем не менее ни одной заявки до 22 июля на поставку автомобиля так и не поступило.
Так что дирекция ЛАЭС–2 9 августа объявила новый конкурс на покупку этого же Toyota Land Cruiser 200 по той же цене, но желающих продать машину вновь не нашлось.
Тогда 17 сентября был объявлен новый конкурс, но теперь на поставку автомобиля Nissan Patrol в максимальной комплектации (AA–AA). При том что цена контракта указывалась в 3 млн рублей, рыночная стоимость такой машины — 3,15 млн рублей. Возможно, во многом поэтому снова не нашлось поставщиков.
Но дирекция ЛАЭС–2 не отчаивалась и 25 октября вновь объявила конкурс на тот же Nissan Patrol, правда уже не указывая необходимость максимально возможной комплектации. На таких условиях нашлось двое желающих: все тот же ООО "Юни–Лайн" (ровно 3 млн рублей) и один из крупнейших в Петербурге дилеров ООО "РРТ–Озерки" (2,9995 рублей). Именно "РРТ–Озерки" и был объявлен победителем и долгожданным поставщиком машины для индивидуального и служебного пользования дирекцией строящейся ЛАЭС–2.
В этой истории, казалось бы, хорошо видно стремление руководства дирекции ЛАЭС–2 сэкономить на покупке машины — вместо дорогого люксового автомобиля за 5 млн рублей была куплена более дешевая модель, не уступающая по техническим характеристикам.
Тем не менее эксперты автомобильного рынка полагают, что ЛАЭС–2 зря остановилось на достигнутом. Сэкономить можно было еще больше, согласившись на еще более дешевый автомобиль.
Руководитель административно–хозяйственной службы Иван Резвов на вопрос dp.ru о том, почему в конечном итоге был выбран именно Nissan Patrol, дал вполне логичное и убедительное объяснение.
"У нас был такой лимит финансирования, поэтому за столько и купили. Смысл покупать что–то дешевле неочевиден. Не всегда то, что дешевле, лучше. Мы занимаемся строительством объекта в Ленобласти, и дорожные условия тут очень тяжелые. Nissan Patrol — самый дешевый автомобиль такого класса с необходимыми показателями проходимости. К тому же он вмещает семь человек, что также было важно для нас", — рассказал Иван Резвов.
Вместе с тем самый дешевый автомобиль такого класса, то есть внедорожник с постоянным полным приводом, который бы вмещал семь пассажиров, — это "УАЗ Хантер". С бензиновым двигателем он стоит 398 тыс. рублей. Если же ЛАЭС–2 почему–то захотелось бы получить от автомобиля не только высокую проходимость и вместимость, но и автоматическую коробку передач, то можно было бы обратить внимание на Suzuki Grand Vitara. В комплектации с постоянным полным приводом он бы обошелся примерно в 1,2 млн рублей.
У концерна "Роэнергоатом", филиалом которого является дирекция строительства ЛАЭС–2, есть кодекс этики. В нем указывается, что сотрудники концерна при проведении закупок должны руководствоваться принципом "строгого соответствия потребностям". "Деловой Петербург" уже обратился к руководству ЛАЭС–2, "Росэнергоатома" и госкорпорации "Росатом" с вопросом об оценке соответствия покупки Nissan Patrol принципам корпоративной этики атомщиков. Ответы пока не поступали.