Иномарки российской сборки упадут и в цене и в качестве

Автор фото: ДП

В ближайшем будущем иномарки российской сборки могут подешеветь. Однако существенно снизится и качество, так как автогиганты будут ставить на машины оборудование предыдущего поколения. К этому их побуждают новые правила промышленной сборки, вступающие в силу 1 марта 2011 года. Многим компаниям в итоге придется экономить "на спичках", чтобы не потерять льготы.

Согласно условиям промсборки по новому соглашению, компании
получают льготные пошлины. К примеру, им разрешается ввозить в Россию по
сниженным ставкам в течение 3 лет кузова для крупноузловой сборки в размере не
более 5% от заявленных производственных мощностей, пишет Neva24.
В свою очередь компании должны в течение 6 лет достигнуть
уровня локализации не менее 60%. К примеру, на данный момент локализация
автомобиля Renault Logan составляет 53%, Volkswagen Polo седан — 39%, Ford Focus
— 30%, Volkswagen Tiguan — 22%, Fiat Albea — 20%, Nissan X-Trail — 15%, Ford
Mondeo — 10%, Skoda Fabia — 9%, Nissan Teana — 1,3%.
Жесткие требования правительства РФ направлены в первую
очередь на поддержку отечественных производителей комплектующих. Правда,
российская продукция пока не готова соответствовать мировым стандартам. К
примеру, при производстве Ford под Всеволожском изначально планировалось
использовать российские резиновые коврики, однако те не прошли экспертизу по
параметру "запах". Зато повезло отечественным брызговикам: их решили ставить
после того, как импортные пластиковые стали отламываться зимой.
"Отечественная продукция на Ford — это начинка для сидений,
боковые стекла Борского завода, а также пластмассовый крючок, держащий провод
аккумулятора. "Добирался процент даже за счет шин: например, машины поставлялись
на зимней резине Nokian, завод которого действует под Петербургом, однако до 60%
локализации все равно далеко", — полагает эксперт авторынка, гендиректор ООО "Ленгаз-Автообслуживание"
Сергей Петросян.
Чтобы достичь заветной цифры, промышленники будут
использовать в сборке далеко не самую качественную продукцию. По словам
генерального директора "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", завода Nissan в
Санкт-Петербурге, Дмитрия Михайлова, компания планирует использовать компоненты
предыдущего поколения. На российских джипах Nissan в ближайшем времени, скорее
всего, будут стоять не современные многослойные пластиковые бензобаки, а
однослойные. Это делается, чтобы повысить уровень локализации.
И так — во всем. Как считает Дмитрий Михайлов, не дотягивают
до мировых стандартов российские радиаторы, амортизаторы, системы безопасности,
кондиционирования, охлаждения двигателей и освещения.
Чтобы поднять уровень отечественных комплектующих, можно
пойти традиционным русским путем — льготным. Другой вопрос — кто этого достоин.
По словам эксперта Сергея Петросяна, "самим нам не произвести качественную
начинку для машин — так и будем брызговики да крючки поставлять. Необходимо
привлекать крупных производителей, которые пока не идут на российский рынок
из-за больших рисков. Слава богу, что в России появился мировой производитель
комплектующих Magna, — это положительный момент".
При таком подходе и уровень локализации можно поднять, и
качество сохранить. "Правда, локализация, по сути, получится в кавычках:
иностранцы придут на наш рынок и начнут работать. Но в нынешних условиях
самостоятельно нам не выйти на высокий уровень", — говорит Сергей Петросян. При
этом в случае использования российской продукции цены на иномарки могут
снизиться на 10-15%.
Также возможен вариант, когда для российского рынка

придумают новую модель, которая будет распространяться на ограниченных
рынках (допустим, Россия, Украина, Беларусь). Подобные варианты успешно
опробовали на практике Renault в Румынии и Volkswagen в Бразилии. На таких
бюджетных машинах набор потребительских свойств сокращен до минимума.
Условия локализации для иностранных автогигантов применяются
в других странах повсеместно, например, в Турции — европейской "мекке"
автосборки. Мировые бренды борются за рынки развивающихся стран (Китай, Россия,
Индия), чьи правительства ведут политику закручивания гаек для промсборки и
льгот — для комплектующих.
Новые правила промсборки предполагают не только увеличение
минимального объема производства по полному циклу до 300 тыс. машин в год для
нового завода (350 тыс. для уже действующего), но и использование на 30% от
выпускаемых автомобилей силовых агрегатов российского производства.
По новому режиму промсборки точно будут работать альянсы:
Renault-Nissan и "АвтоВАЗ", Ford и "Соллерс",
Volkswagen Group и "Группа
ГАЗ
", а также "Объединенная автомобильная группа" (ОАГ, управляет "Ижавто"),
"КАМАЗ" и Daimler в лице
ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток". Также раздумывает над проектом с "Соллерс"
итальянский концерн Fiat. Не определилась с будущим пока компания General
Motors.
А вот корейский альянс Hyundai-Kia не планирует подавать
заявку на работу по новому режиму промсборки, так как собираются производить
машины по старому соглашению, заключенному в 2007 году и действующему до 2018
года. По словам представителей компании, нет смысла переходить на новый режим
программы. По оценкам, уровень локализации производства на петербургский
автозавод Hyundai, открытом в 2010 году, составляет около 50%.
Не спешит подписывать 166 постановление правительства РФ
(соглашение о промсборке) предприятие "Автотор", которое при новом раскладе
может лишиться льгот в особой экономической зоне — Калининградской
области.