Почему, на самом деле, выросли цены на бензин

Автор фото: Trend

Федеральные и региональные власти пока так и не договорились об отмене транспортного налога, хотя обещанный по этому поводу рост акцизов на топливо уже привел к взрывному росту цен.

На этой неделе нефтяные компании одна за другой начали заявлять о сокращении цен на топливо, в первую очередь дизельного. К примеру, в официальном сообщении ОАО "Газпром нефть" от 14 февраля говорится, что 12 февраля во всей сети АЗС этой компании цены на солярку снижены на 1 рубль за 1 л, а всего с конца января ее стоимость упала на 2,5 рубля за 1 л.
Статистика пока отмечает в Петербурге лишь незначительное (на 0,74 рубля) снижение стоимости дизельного топлива и на 0,23-0,3 рубля - бензина. Тем не менее уже к марту цены на солярку могут упасть до 24 рублей за 1 л.
Такая динамика объясняется государственными СМИ как следствие недавнего строгого разговора премьера РФ Владимира Путина с главами нефтяных компаний и его требования срочно снизить цены. Правда, февральское падение цен эксперты рынка прогнозировали еще в декабре, и какова в этом заслуга Владимира Путина, можно спорить.
Розничные цены на топливо вслед за инфляцией понемногу поползли вверх еще летом прошлого года. Но стоимость дизтоплива побила все рекорды: всего за месяц оно подорожало на 25%.
У нефтяных компаний и владельцев сетей АЗС подготовлен большой набор объяснений резкого роста цен. Во-первых, стоимость нефти на мировом рынке выросла за год на 40%. Правда, в цене бензина на АЗС доля цены на нефть - 15-25%.
Куда более веская причина роста цен - новый техрегламент на топливо. Из-за этого, говорят нефтяники, им пришлось перестраивать работу нефтеперерабатывающих заводов. Действительно, в результате инициированного Владимиром Путиным расследования ФАС выяснилось, что в октябре, когда дефицит дизтоплива в стране достигал 50%, больше десятка российских НПЗ проводили регламентные работы и не выпускали cолярку. Однако переход на "Евро-4" готовился много лет, и почему заводы заранее не модернизировали производства - предмет отдельного исследования.
Самой же важной причиной подорожания топлива стал резкий скачок размера акцизов. Как рассказывает глава Нефтяного клуба петербурга Олег Ашихмин, акциз на дизельное топливо вырос более чем в 2 раза, до 2,7 тыс. рублей за 1 т, а на бензин - в среднем на 60%, до 5 тыс. рублей за 1 т.
Идея резкого повышения акцизов с 1 января 2011 года обосновывалась правительством планами по отмене транспортного налога. Судя по происходящему, первая часть плана была выполнена в полной мере, а вот об отмене налога власти пока только размышляют.
Акциз на топливо уплачивается в федеральный бюджет, и способов перенаправить часть от его сборов в казну города пока нет. Как отмечает заместитель главы "Кортеса" Павел Строков, в прошлом году базовая ставка налога уже была снижена вдвое, но поправочные коэффициенты, которыми могут оперировать региональные власти, позволяют нивелировать эту разницу.
С момента повышения акцизов власти Петербурга так и не высказались о том, когда будет отменен транспортный налог. Остается надеяться, что в эти дни идет напряженная работа по согласованию механизмов перераспределения доходов от акцизов и за спланированным властями ростом цен на бензин все-таки последует отмена транспортного налога.
Справка: 6 млрд рублей транспортного налога было уплачено автовладельцами в бюджет Петербурга в 2010 году. На бензин и дизтопливо водители Петербурга тратят около 400 млрд рублей в год. За 2 зимних месяца высоких цен на солярку, когда цены подскочили с 20 до 27 руб./литр, в РФ продано дизтоплива примерно на 100-130 млрд рублей, что на 35 млрд рублей больше, чем если бы цены не повышались. В Петербурге 30% продаваемого топлива приходится на солярку. Все 360 городских АЗС в среднем продают по 8 тыс. литров дизтоплива в сутки. В декабре-январе его было продано примерно на 4,6 млрд рублей. Из-за подорожания петербуржцы потратили на него на 1,2 млрд рублей больше. Эта разница на 20% больше начисленного за этот же период транспортного налога.