Гендиректор холдинга "РРТ": "Продажа б/у машин выгоднее"

Автор фото: "ДП"
Олег Барабанов

Генеральный директор и основной совладелец холдинга "РРТ" Олег Барабанов в интервью "Деловому Петербургу" рассказал об альтернативе серому рынку автомобилей с пробегом, как компании помог бывший глава жилищного комитета и что ждет компанию.

В прошлом году холдинг "РРТ" значительно расширил сеть дилерских центров, а в этом году намерен увеличить объем продаж автомобилей почти втрое.
"ДП": В начале нового года традиционно подводят итоги предыдущего. С какими результатами вы закончили 2010 год и насколько они оправдали ожидания?
Олег Барабанов: За 2010 год мы выполнили план по объему продаж автомобилей на 94%, по деньгам — на 100,1%. При том, что год был очень тяжелым. Некоторые производители привозили автомобили вне графика, другие вообще перестали привозить. То, что холдинг состоит из нескольких автомобильных брендов, позволило равномерно пройти 12–месячный цикл. В своей повседневной работе последние 2 года мы не только продавали и обслуживали автомобили, но занимались реформированием своей дилерской сети. За 2010 год открыто 10 новых дилерских центров. К списку городов, в которых присутствует "РРТ", добавился Псков. Мы не стали строить с нуля, а пошли по пути покупки как готовых автосалонов, так и помещений под открытие временных площадок.
В середине 2010 года мы приобрели 70% транспортной компании "Вульф", это 70 автовозов. Это было сделано для того, чтобы обеспечить стабильные поставки автомобилей для собственной сети.
За прошлый год мы перевели всю компанию на единую дисконтную систему. Ноу–хау системы состоит в том, что клиент может переходить с бренда на бренд, оставаясь в рамках одного холдинга, при этом накапливая привилегии со временем. Также мы завершили разработку собственной компьютерной системы управления автобизнесом.
Это полностью наша разработка, которая включает в себя блоки управления продажами машин, запчастей и сервисных услуг. Теперь работа холдинга полностью автоматизирована.
Также мы оптимизировали структуру холдинга, разделив его на семь компаний, каждая из которых специализируется на продаже определенного бренда, с филиалами в регионах. Выбраны стратегические банки–партнеры, за которыми закреплены разные бренды.
"ДП": Такое наведение порядка как–то связано с желанием привлечь дополнительные инвестиции или продать компанию?
Олег Барабанов: Нет, это внутреннее желание оптимизировать структуру, чтобы она была прозрачной и управляемой.
"ДП": В 2010 году вы оценивали холдинг "РРТ" в 8 млрд рублей. Сколько он стоит сейчас?
Олег Барабанов: Понятно, что эта цифра сегодня больше. Точную цифру назвать сложно, так как рынка продажи автомобильных бизнесов в настоящее время нет. Но, думаю, меньше, чем за 15 млрд, мы бы компанию не продали. Потому что мы знаем, что через 2–3 года она будет стоить дороже.
"ДП": Вам поступали предложения о покупке?
Олег Барабанов: Холдинга в целом — нет. Были предложения по приобретению отдельных компаний или дилерских центров, но в основном они приходили не от серьезных игроков.
"ДП": А в принципе вы рассматриваете возможность продажи холдинга?
Олег Барабанов: Скажем так: все зависит от цены вопроса. Удивите нас чем–нибудь. Если удивимся, то продадим. Хотя такой необходимости с нашей стороны нет.
"ДП": Каковы текущие источники инвестиций?
Олег Барабанов: Примерно 30% — собственные средства, остальное — кредиты банков.
"ДП": Текущий объем открытых кредитных линий можете назвать?
Олег Барабанов: Сейчас он составляет около 5 млрд рублей. Все кредиты привлечены сроком на 5 лет.
"ДП": Какова сумма инвестиций, сделанных в прошлом году?
Олег Барабанов: Общий объем за 2010 год — 2,5 млрд рублей. Из них 700 млн рублей пришлись на самую крупную сделку — приобретение у холдинга "Атлант–М" дилерского центра General Motors площадью 16 тыс. м2 на Пулковском шоссе. Сама стоимость покупки здания составила 320 млн рублей, остальные деньги идут на достройку и техническое оборудование комплекса.
"ДП": Когда он начнет свою работу и с какими брендами?
Олег Барабанов: Мы подписали туда Chevrolet, готовятся протоколы по Opel, Cadillac и "Chevrolet–Нива". Кроме того, верхние два этажа будут отданы под продажу автомобилей с пробегом. Для этого мы создаем отдельную компанию по продаже автомобилей с пробегом бюджетного и среднего классов. Это то, чего у нас в городе нет.
"ДП": А как же проект Bluefish холдинга "Рольф"? Они уже несколько лет занимаются б/у автомобилями массового сегмента.
Олег Барабанов: Правильно, но вы видели у этой компании закрытые автосалоны, единый центр предпродажной подготовки автомобилей? Этого нет. Мы создаем альтернативу серому рынку автомобилей с пробегом. Будем предлагать покупателям только дилерские автомобили с прозрачной историей, обеспеченные продленной гарантией, с возможностью приобретения в кредит в комфортных условиях. Торговый зал позволит вместить сразу 250 автомобилей.
"ДП": Для вас выход на вторичный рынок — возможность дополнительного заработка или способ обеспечить собственные продажи новых машин?
Олег Барабанов: Трейд–ин всегда подталкивает продажи новых автомобилей, но сама по себе продажа б/у машин выгоднее с точки зрения маржи — 7–10% против 5–7%. Кроме того, мы исторически ориентированы не столько на продажу, сколько на сервисное обслуживание. Так что, продавая автомобиль с пробегом и предлагая выгодные условиях на его обслуживание, мы расширяем клиентскую базу своих сервисных центров.
"ДП": Проблемы белого рынка трейд–ин связывают с низкой ценой выкупа машин. Зачастую продавцу выгоднее продать свой автомобиль на рынке или по объявлению. Как вы намерены решать этот вопрос?
Олег Барабанов: В своих автоцентрах, где мы уже осуществляем работу с автомобилями с пробегом, такой проблемы не видим. Мы также считаем, что для многих людей важен вопрос безопасности, наша разница от рыночной цены автомобиля при выкупе составит в среднем 5%. При цене сделки 300 тыс. рублей это 15 тыс. рублей. Возникает вопрос: заработать эти 15 тыс. рублей, продавая машину с риском быть обманутым покупателем, или обратиться в понятную компанию и не иметь никаких рисков. Это как с обменом валюты — да, с рук покупать выгоднее, но в легальном обменнике надежнее.
"ДП": Каков ваш бизнес–план на 2011 год?
Олег Барабанов: Достаточно амбициозный. За последний год мы увеличили сеть автоцентров с 15 до 26, разместили заказы на заводах автопроизводителей на ближайшие полгода. Все это дает нам уверенность в том, что относительно 2010 года компания умножит свои финансовые показатели на два. По объему продаж автомобилей план почти втрое выше, чем за 2010 год, — 30 тыс. машин против 12 тыс.
"ДП": Курс на расширение дилерской сети продолжится?
Олег Барабанов: По крайней мере на 2011 год развитие дилерской сети завершено. Мы заняли уверенные позиции на Северо–Западе и в Татарстане. Наш следующий шаг — строительство автодеревни в Казани вместо временных автоцентров, которые там открыты. В Петербурге мы планируем открытие автоцентра на Пулковском шоссе весной и летом — нового автоцентра Subaru на Выборгском шоссе, куда переедет салон с ул. Блюхера. Также начнем строительство нового здания под автоцентр Skoda на Таллинском шоссе площадью 2 тыс. м2, в который переедет дилер "Росспан" с Краснопутиловской ул. Инвестиции в строительство на 2011–2012 годы составят около 1 млрд рублей.
"ДП": В каком состоянии заявленный ранее проект по строительству в Петербурге регионального склада Subaru?
Олег Барабанов: На данный момент построено здание на ул. Симонова площадью 800 м2 на шесть этажей хранения, заказаны запчасти на уровне 4–месячного объема потребления. С конца марта склад начнет работу. Хочу отметить, что "РРТ" будет выступать там в качестве складского оператора, то есть мы будем обеспечивать хранение и доставку запчастей, которые принадлежат импортеру.
"ДП": Вы упомянули о единой дисконтной системе, которая позволяет удерживать клиентов в рамках холдинга. Планирует ли "РРТ" переходить на работу с премиальными брендами, учитывая, что запросы клиентов постоянно растут?
Олег Барабанов: В глобальном плане не планируем. Все–таки наш бизнес — это продажа автомобилей массового сегмента. Однако в прошлом году в Архангельске мы открыли автоцентр Land Rover, сейчас ведем переговоры с представительством этой марки о дилерстве в Петербурге.
"ДП": Приход в команду бывшего главы жилищного комитета Петербурга Юниса Лукманова, который занял пост председателя правления холдинга, помог в развитии?
Олег Барабанов: Конечно, помог. Юнис в нашей команде год. Будучи татарином по национальности и представителем татарской общины в Петербурге, он способствовал нашему приходу в Казань, Набережные Челны, Нижнекамск.
"ДП": Вы его пригласили в команду именно с прицелом на Татарстан?
Олег Барабанов: Не только. Помимо автомобильного бизнеса холдинг занимается строительным. Там нужны большие профессионалы уровня Юниса Лукманова. Во–первых, мы с Юнисом дружим долгое время, идем вместе по жизни. Когда он ушел из администрации Петербурга, то позвонил мне и спросил, есть ли какие–нибудь предложения. Я сразу сказал, что есть.
"ДП": Юнис Лукманов входит в число акционеров холдинга?
Олег Барабанов: Нет, он наемный менеджер.
"ДП": Структура владельцев "РРТ" за последний год претерпела какие–либо изменения?
Олег Барабанов: Из состава акционеров вышел Александр Плохих, он продал 20% акций мне, моя доля увеличилась с 54 до 74%. Он остался акционером только одной нашей компании, которая занимается дилерскими центрами Nissan, его доля там 30%.
"ДП": Какова сумма сделки по выкупу акций?
Олег Барабанов: Без комментариев. Но все стороны остались довольны.
"ДП": С чем связан уход Александра Плохих из холдинга?
Олег Барабанов: Человек ушел из активного бизнеса, он переехал со своей семьей в США. Возможно, одной из причин отъезда стало серьезное ДТП, участником которого он стал год назад и после чего длительное время восстанавливался.