Автозаправкам в Петербурге угрожает монополия

Автор фото: "ДП"

Через несколько лет выбор автозаправочных станций может сузиться: не по количеству точек, а по разнообразию продавцов. Рынок захватывают крупные сети.

В Петербурге наметился передел топливного рынка. Эксперты связывают его с продолжением экспансии трех крупных вертикально интегрированных компаний (ВИНК): "Газпром–нефть", "ТНК–ВР" и "Роснефть". В ближайшие 2–3 года данным операторам предстоит освоить 50 участков, полученных ранее через торги Фонда имущества Петербурга.
Вместе с тем доля независимых участников рынка неуклонно снижается. Независимые сети в городе сегодня представляют "Петербургская топливная компания", "Фаэтон", "Несте", "Шелл", "Линос" и ряд небольших операторов. По данным на июнь 2010 года, их доля на розничном рынке Петербурга снизилась до 53%.
"Частные компании работают стабильно. Те, кто хотел продать свои сети, это сделали. Возможны сделки по продаже неликвидных станций независимыми игроками. Но продажи бизнеса целиком не будет", — считает президент НП "Нефтяной Клуб СПб" Олег Ашихмин.
При этом существует мнение, что в течение ближайших 5 лет на рынке АЗС в Петербурге останется пять–шесть крупных операторов, остальные небольшие компании — игроки на выбывание. Всего же на сегодняшний день в городе работает 438 автозаправок, которые принадлежат 27 компаниям.
В активной стадии своего развития сегодня находится нелегальный топливный рынок. В частности, в текущем году на территории Ленинградской области было выявлено около 400 незаконных врезок в трубопроводы.
Полученное таким способом дизельное топливо реализовывалось "черными" заправщиками с бензовозов. Появилась плохого качества солярка, произведенная на подпольных мини–заводах.
В итоге на первое полугодие 2010 года только на дорогах Петербурга работало примерно 200 нелегальных передвижных заправок. "Они отбирают у операторов АЗС очень большую долю, прежде всего по дизельному топливу. При этом теневой рынок растет колоссальными темпами. Дошло до того, что на выставках представлено специальное оборудование — мини–НПЗ", — сетует Олег Ашихмин.
По данным "Нефтяного Клуба СПб", с переходом на зимнее дизельное топливо, которое нелегалам просто негде взять, продажи солярки на легальном рынке сразу выросли на 10–15%.
Пока нелегалы берут за 1 литр дизельного топлива на 5 рублей меньше, чем на автозаправочных станциях, правительство РФ еще больше усложняет жизнь нефтетрейдерам, увеличивая для них налоговую нагрузку.
Так, с января 2011 года произойдет повышение стоимости топливных акцизов, а выплаты в фонды обязательного социального страхования вырастут с 26 до 34%. В сумме налоговая нагрузка составит до 2 тыс. рублей за 1 т, или +12%.
Скорее всего, операторы рынка переложат ее на конечного потребителя, ведь только с начала кризиса компании потеряли до 20% объемов продаж.
Падение прокачки было связано с тем, что встала строительная техника, которая потребляла много топлива, а также уменьшилось количество грузоперевозок.
Нефтетрейдеры по–прежнему стремятся возводить стандартные автозаправочные станции, где центром притяжения выступают магазин, кафе или мойка. Тем более что спрос на дополнительные услуги растет.
Вместе с тем, по мнению первого заместителя генерального директора ЗАО "ПТК" Леонида Чурилова, свое развитие получит формат автоматических станций, которые на сегодняшний день занимают порядка 10–15% от общего количества АЗС в Петербурге: "С учетом повышения отчислений в фонд оплаты труда данный формат становится еще более экономичным, так как не требует участия персонала компании. Минус таких автоматов — угроза вандализма и отсутствие сервиса для автотранспорта".