Держаться корней

Al Gallery завершила кочевую жизнь. После нескольких переездов галерея справила новоселье в бывшем здании Азовско-Донского банка -- возле арки Генштаба. Первый проект на новом месте -- инсталляция Сергея Денисова «Сияющий хаос». Она эффектна не только названием, это очень красивая выставка.

Если не знать, что в конце 1980-х Денисов выбрал путь художника-нонконформиста, его проект можно было бы принять за салонное буржуазное искусство. Между тем нет никаких шансов увидеть в этой и других работах Денисова китч. Автор инсталляции -- редкий современный художник, увлеченный не поиском эффектных сюжетов, эпатажными выходками или PR-технологиями, но собиранием странных коллекций. Например, у него есть подборка вырезок из старых научно-популярных иллюстрированных журналов. В его арсенале большой запас слюдяных пластинок от старых радиоламп. Также Денисов коллекционирует насекомых, цветы и травы. С недавних пор художник увлекся кореньями, с ними он сделал уже минимум три экспозиции.
Корявые корни длиной сантиметров десять подвешиваются на прозрачной леске к потолку так, чтобы они могли вращаться. К ним крепятся противовесы из тонкой проволоки, на которые насаживаются кусочки слюды, перышки, крылья насекомых и лепестки цветов. Эта странная композиция преображается при подсветке. По стенам блуждают бесформенные тени, отбрасываемые медленно крутящимися вокруг своей оси корнями. До последнего момента такие проекты делались в темных помещениях, напоминая то ли необычный театр теней, то ли сказочный подземный мир. На этот раз инсталляция проходит при свете.
В светлом пространстве одинаково реальными кажутся и зависающие в воздухе корневища, украшенные поблескивающими вещами из коллекции художника, и блуждающие по стене мерцающие тени от них. Это похоже на мираж. На противоположной стене в глубоких черных рамах зафиксированы декорированные корни, отбрасывающие на белый фон четкие изломанные тени.
Перед входом в зал можно увидеть два сюрреалистских коллажа из крыльев стрекоз, лепестков цветов и частей фигурок, вырезанных из иллюстрированных изданий. Тщательно подобранные друг к другу фрагменты припаяны, как элементы микросхемы. Именно с подобных коллажей Денисов начинал заниматься современным искусством более 20 лет назад. До этого он учился на художника-монументалиста в Мухинском училище, накануне перестройки приехав в Ленинград из Перми.
Некоторые его работы 1990-х годов напоминают сюрреалистские галлюцинации, некоторые -- абсурдные коллажи дадаистов, разрушавшие привычные художественные формы.
Но на какие бы ассоциации ни наводили его инсталляции, коллажи, картины или видеопроекты, в них нет ни установки на фиксацию спонтанных фантазий, ни намерения лишить произведение искусства смысла.
Денисов всегда ищет вкусовое сочетание экспонатам из своей переносной кунсткамеры. Причем инсталляции с корнями не только изящны и многозначны, как мифопоэтические образы. «Сияющий хаос» рассказывает о странной коллекции художника, восхищающегося неупорядочиваемым многообразием мира.
Станислав Савицкий, арт-критик