«Вагонмаш» пошел под откос

ЗАО «Вагонмаш» на полпути к банкротству, считают эксперты. В такой ситуации компания оказалась из-за ее основного проекта -- поезда «НеВа» -- и из-за отсутствия заказов от РЖД.

На прошлой неделе один из двух российских производителей подвижного состава для метрополитенов -- петербургское ЗАО «Вагонмаш» -- допустило уже третий дефолт по выплате купонного дохода по облигационному займу второй серии объемом 1 млрд рублей.
Мелочь, а неприятно
Компания 15 декабря не заплатила держателям облигаций 26,362 млн рублей. Ранее «Вагонмаш» допустил дефолт по выплате шестого и седьмого купонов и до сих пор их не выплатил.
В самой компании ссылаются на решение Арбитражного суда Москвы от 6 сентября 2009 года, в соответствии с п. 2 которого ЗАО «Вагонмаш» запрещено производить гашение облигаций и выплату по ним купона.
Инвесторы уже в суде
Между тем ООО «ФинТорг», держатель 82% не выкупленных с рынка облигаций второго займа «Вагонмаша», подало в арбитраж. «ФинТорг» требует выплаты почти 300 млн рублей -- это номинальная стоимость облигаций и просроченные купонные выплаты по ним. Заседание суда должно было состояться 13 декабря, но было перенесено по просьбе истца на январь 2011 года.
Аналитики считают, что инвесторы вряд ли полностью вернут свои вложения в «Вагонмаш». Основное имущество заложено в банках под выданные кредиты, и получение денег будет связано лишь с получением «Вагонмашем» новых заказов.
Застой в «НеВе»
Между тем основной проект «Вагонмаша» -- поезд метро нового поколения «НеВа» -- реализуется с большими задержками.
Соглашение о совместной разработке такого вагона «Вагонмаш» подписал с чешской «Шкодой» еще в 2007 году. Первый вагон «НеВы» был представлен широкой публике в июне 2009 года. Тогда же была объявлена и цена вагона -- 60 млн рублей. Это минимум в 2 раза дороже, чем эксплуатирующиеся сейчас вагоны.
На испытания в Петербургский метрополитен опытный образец «НеВы» должен был поступить год назад. Однако это до сих пор не произошло. За прошедшие полтора года «Вагонмаш» построил еще два вагона и готовится передать состав на испытания в ближайшее время. Как объясняют на самом предприятии, задержка связана с недостатком финансирования, которое «Вагонмаш» ведет из собственных средств. На это компания потратила уже 300 млн рублей. Однако, отмечают аналитики, дефолтный облигационный заем, одной из целей которого было как раз финансирование проекта «НеВа», был размещен в 2006 году.
Замер и проект создания на базе «дочки» «Вагонмаша» -- ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» (ПТМЗ) -- нового производства вагонов для «НеВы». Его стоимость -- около 2 млрд рублей.
В Петербургском метрополитене «НеВу» ждут. По словам пресс-секретаря метрополитена Юлии Шавель, испытания могут занять до полугода. Но о покупках «НеВы» в метрополитене говорят с осторожностью. «Все будет зависеть от цены, 60 млн рублей -- это дорого», -- считает Юлия Шавель.
Перекладка акций
В сентябре 2010 года в структуре собственности «Вагонмаша» произошли интересные изменения. «Вагонмаш» передал 50% акций ПТМЗ, выступающего солидарным поручителем по облигационному займу второй серии, вновь образованной структуре -- ООО «Вагонмашинвест». В самой компании объясняют эти действия оптимизацией управленческой структуры.
Есть и другие мнения. «Основным смыслом передачи акций ПТМЗ с баланса «Вагонмаша» является попытка вывести этот актив из конкурсной массы при потенциальном банкротстве ЗАО «Вагонмаш» как юридического лица», -- говорит аналитик ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. «Этого могли потребовать банки-кредиторы, чтобы получить основные производственные активы и землю предприятия в качестве дополнительного залога. У кредиторов сохранится возможность требования денежных средств с поручителя -- ОАО «ПТМЗ», поэтому банкротство и этой компании не исключается», -- считает Дмитрий Кумановский.
«Вагонмаш» и инвесторы
В 2008 г. «Вагонмаш» погасил первый облигационный заем объемом 300 млн рублей.
Второй заем состоит из 1 млн облигаций номиналом 1 тыс. рублей и имеет 8 купонов.