Против сосулек чиновники будут бороться бумажной ватой

Автор фото: trend
сосулька

Лауреатом знаменитого "противососульного" конкурса стало ООО "Балтэкс-СПб". Компания с уставным капиталом 10 тыс. рублей готова за 35 млрд рублей утеплить все петербургские чердаки своей "эковатой", сделанной из бумаги, буры и борной кислоты.

Завершился первый в
Петербурге "конкретно-инновационный" конкурс проектов борьбы с наледью.
Из 189 заявок, принятых комиссией с 9 по 28 ноября 2010 года, финалистами стали
десять. Из них три получили денежные премии: 1 млн, 700 тыс. и 300 тыс. рублей.

Сразу заметим: несмотря на
поддержку губернатора Валентины Матвиенко ни один лазер для сбивания
сосулек в финал конкурса не прошел.
Победителем же признано ООО
"Балтэкс-СПб", которое предложило утеплить все чердаки города
специальной "эковатой". Эта жидкая смесь газетной бумаги, буры и борной кислоты
(умеренногорючая и "невкусная" для мышей) распыляется по поверхности
пульверизаторами. Благодаря этому крыши не будут прогреваться изнутри и
растапливать снег.
Победа в конкурсе, помимо
премии в миллион рублей, дает и существенное преимущество на городских
тендерах: как сообщил глава жилищного комитета Юрий Осипов, в следующем году
условия госзаказов на борьбу с сосульками будут составляться с учетом методики,
предложенной победителем. "Конечно, если найдется кто-то, кто предложит то же
самое но лучше и дешевле, он победит, - говорит чиновник. - Но я почти уверен,
что победят наши лауреаты".
"Мы очень переживали, что нас
завалят халтурой и фантастикой, но к счастью, большинство проектов были
экономически грамотные, с четким пониманием причин образования наледей", -
говорит председатель КЭРППиТ Евгений Елин, который входил в экспертную комиссию.

По его словам, комиссия, в
которую кроме него и Юрия Осипова, входили эксперты из венчурных фондов
технопарка "Ингрия", оценивала каждый проект по трем критериям: осуществимость
(он должен быть реальным, а не фантастическим), бюджетная эффективность (смета
должна быть понятной) и экономическая эффективность (должна быть возможность
коммерческой реализации проекта в других регионах). В результате в финал попали
проекты, большинство из которых, на первый взгляд, технологически вполне
могло быть реализовано и 30-50 лет назад.
Так, предприниматель Виктор
Клевцов предложил за 300-600 млн рублей сделать для всего города
пенопропиленовые чехлы, которые нужно по осени укреплять на краях крыш и в
раструбах водостоков, а по весне снимать и хранить до следующей осени. К
полипропилену, говорит он, снег и лед не примерзают, а соскальзывают на землю
сразу, не образуя наледи.
ООО "КИТ-18" предложило
обогревать карнизы и водостоки обыкновенным бутаном. "Мы так 30 лет
назад в Сибири гаражи обогревали, - объяснил членам комиссии гендиректор
компании. - Закапываешь под землю, метра на четыре, ниже слоя замерзания,
вертикальную трубу, заливаешь туда стакан бутана, и протягиваешь по гаражу. Пар
отдает свое тепло наверху, конденсирует и стекает вниз — и так по кругу. В
результате даже в лютые зимы у нас в гаражах было +4 градуса".
Оборудовать все дома в
Петербурге по такой же системе — чтобы бутан испарялся в подвале дома и
отдавал тепло карнизам и водостокам — будет стоить 2-3 млрд рублей. Плюс еще за
3 млрд рублей бизнесмены предложили "прогреть" тротуары.
Похожую систему придумало ООО
"Русло". Только там газ-теплоноситель должен подогреваться за счет
центральной системы отопления дома. Оборудовать весь город такой системой
обойдется в 3,5 млрд рублей (в среднем 500 тыс. рублей за один дом).
ООО "Русил" и ООО "СПб
теплосберегающая компания" предложили покрасить все крыши их
уникальными красками. Разница заключается лишь в том, что у "Русила" краска
влагоотталкивающая, а у "СПбТСК" — теплосберегающая. "Русил" обещал
покрасить весь Петербург за 1,1 млрд, а "СПбСТК" — за 900 млн рублей. При этом
обе компании заверили, что их покрытия — гораздо эффективнее и надежнее, чем те,
что продаются во всех строительных магазинах.
Еще одна "пара" инноваторов,
предложивших похожие проекты — ООО "АТПП" и
предприниматель Алексей Куракин. Первые назвали систему "Умная крыша", а второй
— "Саморегулирующийся кабель". Принцип один: карнизы и трубы прогреваются
электрокабелем, который включается и выключается автоматикой.
Изобретателю Льву Герцману
пришла в голову идея натянуть под кровлями домов полиэтиленовую пленку,
и пустить между пленкой и кровлей вентиляцию. Дескать, тогда исчезнет разница
температур, и снег на крыше не будет таять. "Завентилировать" так все чердаки
города выльется примерно в 5-7 млрд рублей.
Ближе всех к знаменитому
лазеру Валентины Ивановны оказался проект ООО "Ноу-Хау". Компания
предложила не бороться с образованием наледей, а ломать сосульки с помощью
"пневморазрушителя". Это пневматический рукав, который протягивается вдоль
водостока. Когда водосток обмерзнет, достаточно включить насос, чтобы рукав
надулся в считанные секунды и сломал наледь. "Надуть" весь город обойдется в 10
млрд рублей.
Как заверил Евгений Елин,
победитель был выбран в первую очередь благодаря экономичности его
проекта: "Все остальные идеи тоже имеют право на место на рынке, но для
государственного жилого фонда важную роль играет экономия".
Правда, по подсчетам "ДП",
как раз экономии здесь не получается. Как сообщил Борис Иванов, глава
ООО "Балтэкс-СПб", победителя конкурса, утеплить один чердак его эковатой
обойдется в 3,5 млн рублей. Таким образом, если не вдаваться в детальные
рассчеты, спасение 10 тыс. крыш старого фонда, "сталинок" и "хрущевок" влетит
городу в 35 млрд рублей. Что в разы, а то и в десятки раз дороже других
проектов.