Оформление музеев стало бизнесом

Автор фото: ДП
музей

Художник Владимир Коротков создал более 40 музейных экспозиций. В работе ему помогает опыт в оформлении крупнейших экспозиций в советское время.

Владимир Коротков организовал свое дело в начале 90-х годов, в то время за его плечами уже стояло оформление крупнейших музеев страны (Музеи Ленина в Москве, Красноярске, исторический музей в Днепропетровске, музей Сталинградской битвы в Волгограде и т.д.).
Работа была масштабная: материалы для экспозиций так просто в магазинах было не купить, поэтому сотрудники Художественного фонда при Союзе художников, который и занимался оформлением музеев, отдавали чертежи на крупные заводы, где создавались элементы будущих экспозиций.

Во время перестройки заказов почти не осталось. Владимир Коротков создал компанию ООО "КОДО" (расшифровывается название как "Коротков и дочери"). Из 4 дочерей художника участвовали в его деле три – они занялись продажей сувениров в Юсуповском дворце.
"Нам удалось договориться с местным руководством. Для аренды предложили лестничную площадку. После тех масштабных экспозиций, я развел руками. Но, все же взялся вместе с дочерьми за это", - говорит Коротков.
Сначала компания арендовала около 10 м2, но постепенно магазинчик стал расширяться. Часть сувениров закупалась, часть – лаковые миниатюры, шкатулки и рамки для картин делал сам Владимир Коротков.

Постепенно заказы на оформление временных и постоянных экспозиций в музеях стали возвращаться. Одним из первых заказов стало оформление 2 залов в музее Политической истории России. Потом началась работа в музее Истории города, а к 300-летию Петербурга была создана экспозиция "История Санкт-Петербурга – Петрограда. 1830-1918 годы", расположившаяся в 15-ти залах Комендантского дома Петропавловской крепости.
Художник и 5 единомышленников, которые работают с ним, стали специализироваться на экспозициях исторических музеев.

Кроме непосредственно музеев, к художникам стали обращаться предприятия, решившие создать свой корпоративный музей. В числе заказчиков – "Сбербанк", "Санкт-Петербургский метрополитен" и т.д.
"Корпоративные" музеи отличаются от обычных – туда не купить билет, попасть можно только записавшись у местной администрации. Главная цель таких музеев – рассказать историю предприятия, а основными посетителями являются инвесторы и партнеры компании.
Главное, по словам Владимира Короткова, найти ту изюминку, которая могла бы рассказать историю предприятия наиболее интересно.
"В компаниях есть научные сотрудники – например, свой научный сотрудник есть у "Сбербанка", - говорит художник.
Если его нет, художник находит человека, который знает историю предприятия, общается с ним, читает книги. В целом, на создание экспозиции уходит год и более.

Эксперты отмечают, что создание экспозиции в одном зале музея обходится не менее 1 млн. рублей. При это стоимость м2 обходится около $500.