Губернатор Ленобласти: "У нас была одна проблемная зона"

Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков в интервью "Деловому Петербургу" рассказал откуда область берет деньги, без чего остались финны и целесообразно ли тратить средства на спасение Пикалево.

"ДП": Валерий Павлович, до конца года остался один месяц. По заявлениям федеральных чиновников в 2009 году страна вышла из кризиса. Насколько Ленобласть преодолела кризисный фактор и с чем вы пойдете в новый год?
Валерий Сердюков: Этот, 2010 год, в целом был успешным для Ленинградской области практически по всем направлениям развития экономики и социальной сферы. Мы превысили уровень 2008 года по валовому региональному продукту на 7 процентов к уровню 2009 года. Индекс роста промышленного производства будет в пределах 10 процентов, примерно 7-8 процентов рост валового продукта по сравнению с девятым годом. Область превышает уровень и восьмого, и девятого года по доходам консолидированного бюджета – за счет активной работы экономики. В сельском хозяйстве рост составляет примерно 2-3 процента. В строительстве жилья мы выходим на уровень прошлого года, а это примерно 1 млн 50 тыс – 1 млн 80 тыс квадратных метров жилья. Самое главное, что у нас объем инвестиций будет превышать уровень 9-го года на 15-16 процентов. Отмечу, что рост инвестиций стабилен – аналогичный показатель в прошлом году составлял 17%.

"ДП": Если говорить о доходных статьях бюджета – какая основная статья? Сельское хозяйство?
Валерий Сердюков: Основные статьи доходов – налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Прежде всего, это работа промышленного сектора. Наши крупные налогоплательщики – Ленинградская атомная станция, Киришский нефтеперерабатывающий завод, Святогорский ЦБК, Филипп Моррис, торговый порт в Приморске, Высоцк. Налог на прибыль этих налогоплательщиков плюс налог на доходы на физических лиц и обеспечивают прирост бюджетных доходов.
"ДП": Судя по тому, что Вы рассказали, можно подумать, что регион все-таки является не сельскохозяйственным, а промышленным…
Валерий Сердюков: Объем областного сельскохозяйственного производства составляет 43 млрд. рублей. А общий объем валового продукта – в пределах 450 млрд. рублей. Поэтому все-таки нельзя сказать, что Ленобласть – сельскохозяйственный регион. Мы высокоразвитый промышленный регион с обрабатывающей промышленностью, переработкой и добывающими отраслями.
"ДП": Бюджет 11-го года в целом дефицитный или профицитный?
Валерий Сердюков: В бюджете 11-го года планируется рост доходов по отношению к уровню 10-го года в районе десяти процентов. Естественно, и рост расходов тоже будет.
53 процента бюджета будет направлено на социальную сферу. Значительно больше средств пойдет на строительство объектов социальной инфраструктуры. 6 детских садов на 280 мест каждый, 4 общеобразовательные школы, завершение строительства Киришской детской больницы, капитальный ремонт больницы в Коммунаре, строительство поликлиник в Лодейном поле и во Мге.
Второе направление – поддержка экономики, в том числе финансирование двух направлений. Первое – программа строительства индустриальных зон, технопарков и бизнес-инкубаторов. Второе – строительство ферм по производству мяса утки, гуся и индейки. Это в бюджете предусматривается и начало строительства уже положено в Кировском и в Гатчинском районах. Задача, которую мы определили на 11-12 годы - получить этого вида продукции – птицы мяса – в пределах 45-50 тысяч тонн. В результате свежеохлажденной продукцией можно обеспечить рынок Петербурга и Ленинградской области в полном объеме. Уже в следующем году за счет строительства дополнительных ферм птицефабрики "Северная" мы увеличим производство мяса птицы на 120 тысяч тонн и будем производить в пределах 300 тыс. тонн. Это очень серьезная задача.
"ДП": Но насколько этот продукт – гуси и утки – будет востребованным на рынке?
Валерий Сердюков: Мы изучили рынок. Я не случайно сказал, что ежегодно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области реализуется 40-45 тысяч тонн этого вида продукции. Но сегодня практически 100 процентов завозится из-за пределов России. Кроме того, у нас рынок не только Петербурга, но и север, куда можно доставлять продукцию охлажденную и глубокой заморозки. И еще один момент – в Европе есть тенденция к увеличению потребления жителями Евросоюза именно мяса утки и гуся, снижению потребления мяса куры.
"ДП": Если говорить о традиционном сельском хозяйстве – т.е о зерновых. Были прогнозы, что в этой сфере из-за летних пожаров и жары показатели резко упадут вниз. Как на Ленобласти сказалась летняя ситуация?
Валерий Сердюков: К сожалению, пока нет такой технологии, чтобы производить в Ленобласти продовольственное зерно – твердой пшеницы, ржи. Мы производим только фуражное зерно для скота. И эти посевы увеличиваем и будем увеличивать силоса и других кормов заготовлено на полтора года. А остальная сельскохозяйственная продукция – это и картофель, это и овощи, капуста, морковка, - несмотря на год засухи, производится объемом не ниже прошлого года. В целом же, конечно, жара сказалась на животноводстве и птицеводстве, потому что зерно в России стало стоить значительно дороже, чем было в прошлом году.
"ДП": Если говорить о животноводстве – на прошлой неделе Вы говорили по поводу удоев, что их нужно повышать. Тут же прозвучало мнение, что летом была жара, коровы умирали, и вот сейчас пришли к показателю, что доить надо, а некого.
Валерий Сердюков: Ленинградская область, с учетом такого лета, вышла на снижение объемов производства молока по 10 месяцам этого года на два процента. Мы посмотрели очень внимательно, проанализировали, за счет чего компенсировать этот валовой объем молока, чтобы его количество не снизилось на рынке. Уже после лета мы начали выходить на нормальные показатели производства молока, компенсируя эту потерю. Одним из решений этой проблемы стало сохранение поголовья, то есть отказ от выбраковки до конца года. Обычно ежегодно выбраковка составляет 30 процентов стада коров. Это делается для того, чтобы сохранить хороший племенной скот. Фактически коровы "работают" два с половиной года. В этом году, немного продлевая срок их "службы", мы получаем дополнительные надои.
"ДП": Но тогда это приведет к снижению заготовки говядины?
Валерий Сердюков: Мы говядины и так не очень много заготавливаем, компенсируем мясом свинины и птицы. В этом году рост заготовки свинины будет примерно на 30 процентов к уровню прошлого года.
"ДП": Какие экономические задачи стоят перед областью в следующем году?
Валерий Сердюков: Прежде всего, задача – сохранить темпы роста промышленного производства. Как ранее – 9 -10 процентов к уровню этого года. Необходимо ввести новые мощности в Тихвине – на Тихвинском заводе по производству грузовых железнодорожных вагонов. Ввести первую очередь комплекса в Киришах, ввести в действие завод в Рябово по производству кирпичных блоков. В субботу была запущена первая очередь цементного завода в Сланцах.
Второе направление – дать возможность развитию малого и среднего бизнеса в сфере производства через создание технопарков, индустриальных зон и бизнес-инкубаторов. И те же птичьи фермы, как работа для малого и среднего бизнеса. В следующем году на это предусмотрены значительные финансовые ресурсы.
Сегодня в Ленинградской области около 80 процентов продукции производится на новых предприятиях, которые построены или полностью технологически модернизированы за последние 10 лет. Поэтому предприятия конкурентоспособны, в том числе в сельском хозяйстве, и продукция, которую они выпускают, конкурентоспособна. Мы и в девятом году, в год кризиса, потеряли всего лишь пять процентов объема, а это незначительно.
Новые мощности запускаются в порту Усть-Луга. Это и БСТ-2 (30 млн. тонн), это и терминал по перегрузке нефтепродуктов (25 млн. Тонн). Таким образом, Усть-Луга только по нефти и нефтепродукту дополнительно будет перерабатывать примерно 55-60 млн. тонн. Полностью начинает работать терминал по приемке судов с автомобилями – мы приняли уже второе океанское судно с автомобилями из Кореи.
Мы забрали доставку автомобилей из портов Финляндии и Прибалтики. В следующем году пойдет строительство контейнерного терминала. Начинает с большими объемами работать автомобильно-железнодорожный грузовой паром, который уже пошел в Германию – не только в Калининградскую область. И развитие порта Усть-Луга создает новые возможности транспортной логистики, принося существенную экономию: из цепочки транспортировки грузов исключаются существенные звенья – доставка в Финляндию, перегрузка на машиновозы, провоз через границу и еще одно растомаживание. Теперь путь прямой – получили в нашем порту, растаможили и повезли по всей России, в Казахстан, Украину, Белоруссию.
"ДП": Прозвучала информация, что в Пикалево и Сланцы – проблемные точки Ленобласти – будут направлены серьезные средства из федерального и областного бюджетов. Насколько это целесообразно?
Валерий Сердюков: В решении пикалевских вопросов есть несколько составляющих. Во-первых, там создана и работает инфраструктура - город обеспечен и теплом, и канализацией, и транспортом. Социальная инфраструктура есть – школы, 50-метровый бассейн, в котором проводились и всероссийские соревнования. Условия проживания там нормальные. Я бы сказал, даже лучше, чем в некоторых других городах не только области, но и России. Город компактный, город аккуратный.
Из федерального бюджета выделено 532 миллиона рублей, 57 миллионов - из областного бюджета. И сегодня проводится конкурс на проектирование и создание зоны с развитой коммунальной и инженерной инфраструктурой для размещения новых предприятий. Я думаю, что активно работы пойдут в 11-12 годах. Уже есть предприятия, выразившие готовность там разместиться. В результате город Пикалево будет обеспечен рабочими местами.
Что касается существующих градообразующих предприятий, то я считаю, что неразумно не перерабатывать отходы от добычи апатитовой руды - так называемый нифилиновый концентрат. Крайне целесообразно получать из него продукцию. В том числе поэтому необходима модернизация пикалевских предприятий, которые завязаны на цепочке переработки нифилинового концентрата. Инвесторы должны это понимать.
Я считаю, что владельцы и акционеры этих предприятий должны договориться о единой технологии и едином комплексе. Или должен быть один хозяин – акционеры должны выкупить акции друг у друга по приемлемым ценам. Или же некое совместное предприятие, которое бы участвовало в модернизации производства. Без модернизации им будет сложно выжить. Если акционеры не будут этого делать, найдутся другие инвесторы, которые создадут новые мощности по переработке нифилинового концентрата. Эту технологию терять нельзя, это хороший продукт.
"ДП": А что со Сланцами?
Валерий Сердюков: Город Сланцы строился для добычи и переработки залежей горючих сланцев. Это третьи в мире после по объемам запасы сланцев – триллион тонн. Поэтому свертывать добычу сланцев и их переработку – не совсем правильно для России в целом. Тем более, что это хороший продукт, из которого можно получать так называемую искусственную нефть, которая может использоваться и на производстве нефтепродуктов, топлива для машин и топлива для коммунальных служб. Государство – основной владелец пакета акций – неэффективно управляет этим заводом, инвестиций в производство нет. За счет собственных доходов предприятие не может модернизироваться – нужен инвестор.
Чтобы появился инвестор, нужно ему отдать государственный пакет акций. В прошлом году правительство Российской Федерации вывело завод Сланцы, который занимался переработкой, из списка стратегических и приняло решение о приватизации. На мой взгляд, Росимущество с этой задачей – реализовать пакет акций государства – в этом году не справилось. Конкурс не проведен.
Поэтому мне пришлось обратиться к председателю правительства России Владимиру Путину с просьбой о скорейшей реализации Росимуществом государственного пакета акций. Когда завод и Ленинградсланец – добывающее предприятие – будут единым технологическим комплексом единого инвестора, единого акционера, тогда проблема Сланцев будет решена.
Частично проблему города уже решает завод Газобетон, который мы ввели в прошлом году, цементный завод, первую очередь которого ввели на прошлой неделе. У нас была одна проблемная зона – поселок Советский в Выборгском районе. Но сегодня там напряженность снята благодаря строительству современного, самого мощного в мире по объемам переработки (миллион тонн пелетов в год) завода по производству древесных пелетов. Строится завод по производству пиломатериалов и завод целлюлозы – комплекс, который будет проводить глубокую переработку лесных ресурсов.