О целенаправленности

Автор фото: Карапетян Рафаэль

Лишь 10% менеджеров работают эффективно, 30% для этого недостает сосредоточенности, 20% не хватает энергии, а 40% очень энергичны, но не целенаправленны.

Проблема отсутствия видимого результата действий не нова. Часто ее списывают на лень и нежелание работать усердно. При этом если посмотреть на среднюю организацию изнутри, окажется, что в большинстве случаев ее менеджеры не сидят без дела.
Более того, выяснится, что они завалены делами по уши и разгрести все не поможет даже 12–часовой рабочий день. Тем не менее вышестоящее руководство далеко не всегда видит в результате существенное продвижение вперед. Здесь стоит задуматься о том, в чем на самом деле состоит интенсивная деятельность сотрудников.
Бытует ошибочное мнение, что действия и активность — суть одно и то же. Целенаправленное действие — это упорное, постоянное и непреклонное действие, направленное на достижение определенной цели.
Активность далеко не обязательно предполагает целеустремленность, результативность и эффективность действий. Исследования показывают, что именно несо­бранные, но активные люди наносят организации даже больший ущерб, чем просто пассивные сотрудники. Почему?
Во–первых, они, как правило, очень сильно мотивированы, их работа приносит им удовольствие и они могли бы многого достичь, если бы направляли свои действия на достижение цели.
Во–вторых, большинство таких менеджеров обычно перегружены, их работа подразумевает множество дел, которые должны быть сделаны одновременно, они часто отвлекаются — не без ущерба для результата. Все это существенно мешает сосредоточению на цели и требует серьезной дисциплины, чтобы не сбиваться с курса.
В–третьих, в результате такой несфокусированной активности в компаниях процветает культура суетливых и необдуманных действий. Бешеный ритм работы, необходимость стремительного принятия решений часто заставляет менеджеров предпринимать необдуманные шаги.
Одна из проблемных тем управления людьми в организациях — очень популярный сегодня вопрос мотивации. Однако, согласно упомянутому исследованию, мотивация помогает повысить качество выполнения лишь рутинной работы.
Двигателем целенаправленных действий является не мотивация, а сила воли. Именно она дает менеджерам силы, необходимые для того, чтобы преодолеть все препятствия, в том числе и свое нежелание заниматься конкретной работой и выполнять определенные действия.
Чтобы использовать силу воли в работе, говорят исследователи, решение любой задачи стоит разбить на три этапа.На первом — формируется намерение, которое обязательно должно быть завязано на эмоции, а не только на сухие цифры и факты. В начале внимание рассредоточено, размышления запутаны, однако постепенно появляется сосредоточенность и делается выбор, определяющий приверженность будущему делу. Важно отметить, что приверженность неразрывно связана с принятием на себя полной ответственности за свои действия.
На втором этапе менеджер справляется с сомнениями и внутренними конфликтами, для того чтобы позднее они не мешали работать. В процессе работы любой менеджер подвержен разнообразным внешним воздействиям, отвлекающим внимание и оттягивающим энергию.
Так что третий этап состоит в том, чтобы, преодолевая препятствия, не отклониться от курса. Для этого можно принимать публичные обязательства, устанавливать вызывающе короткие сроки, назначать важную фигуру в качестве контролера результатов, завышать цену невыполнения задания и, конечно, устанавливать промежуточные цели и вознаграждать сотрудников по мере их достижения.