Allegro разгонит цены на недвижимость

Старт скоростного железнодорожного сообщения между Петербургом и Хельсинки даст серьезный толчок к развитию депрессивной зоны вокруг Финляндского вокзала.

Развитие станет особенно интенсивным, если туристы смогут находиться в Петербурге без визы 3 дня.Сейчас на это имеют право иностранцы, прибывающие на круизных судах и морских паромах. Туристическая отрасль шла к этому с 2004 по 2009 год, инициатором соответствующего закона были власти Петербурга. Турпоток из Финляндии за это время вырос на 40%. С 12 декабря начнутся регулярные рейсы скоростного поезда Allegro между Петербургом и Хельсинки. Однако их пассажиры визовых «поблажек» лишены.
В комитете по стратегическим проектам и инвестициям пояснили, что преференции для морских пассажиров основаны на Международной конвенции 1965 года по обеспечению международного морского судоходства. Практика международного авиа- и железнодорожного сообщения таких норм не содержит.
Дело за федералами
Решение о том, чтобы туристы, прибывающие в Петербург самолетом или поездом, могли находиться в городе без визы, рассматривается в контексте облегчения визового режима между Россией и Евросоюзом. И здесь все зависит от федеральных, а не от местных властей. Эксперты согласны, что визовый вопрос вкупе со стартом скоростного движения не просто ускорил бы развитие туристических и деловых связей между Россией и соседними странами, но мог бы изменить облик целых территорий, в первую очередь -- зоны вокруг Финляндского вокзала. Если у иностранного туриста появится возможность задержаться в городе на 3 дня, это подстегнет спрос на гостиницы, бары и рестораны.
Согласно расчетам комитета по стратегическим инвестициям, каждый турист, приезжающий в Петербург, оставляет в городе 100 евро в сутки. Генеральное консульство Финляндии в Петербурге оценивает количество финских туристов, пересекающих границу, в 4 млн человек в год. С запуском скоростного сообщения это количество может увеличиться на 20%. Таким образом, Петербург сможет дополнительно зарабатывать до 80 млн евро в год.
Финны ищут офисы
«К нам уже обратились несколько финских компаний с просьбой найти офисы рядом с Финляндским вокзалом. Они считают, что это оптимальное место дислокации после запуска Allegro», -- рассказывает Николай Казанский, генеральный директор Colliers International СПб. Сейчас, по мнению эксперта, территория выглядит «довольно бледно», предложение по офисным площадям заметно меньше спроса, но есть потенциал для редевелопмента земель в сторону Чугунной ул. и дальнейшего освоения Свердловской наб. «Здесь будут уместны бизнес-центры классов А и Б, трех-четырехзвездочные гостиницы, а также мотели и даже хостелы, но наибольший спрос все-таки будет со стороны бизнес-туристов», -- считает Николай Казанский.
Не классика
«С началом безвизового въезда в Россию туристический поток, безусловно, увеличится. Но развивать инфраструктуру в районе Финляндского вокзала в расчете только на это вряд ли целесообразно», -- считает Сергей Федоров, генеральный директор Praktis Consulting & Brokerage. Большинство туристов, по его мнению, по-прежнему будет приезжать в Петербург на автомобиле.
«Финны не классические туристы, которым интересны «красоты». Они любят рестораны и кабаки. Финляндия -- скучнейшая страна с жесткими ограничениями по продаже алкоголя, суровым трудовым законодательством. Развлекательные заведения рано закрываются. В этом смысле Петербург для финна по соотношению цена/разнообразие заведений/время торговли алкоголем -- просто Мекка. Однако район у Финляндского вокзала достаточно проблемный с точки зрения туристического потенциала», -- говорит Сергей Федоров. Туристы все равно стремятся в исторический центр, и в этом смысле заходы круизных судов в Неву более интересны.
Люмпен-квартал
В развитии местности вокруг Финляндского вокзала девелоперы ограничены как уже существующими невыразительными зданиями, так и неразвитостью транспортной инфраструктуры. Оценивая перспективы проектов в этом районе, аналитики говорят, что привлекательность участка снижает наличие промышленных предприятий, которые необходимо выводить из города («Силовые Машины», «Арсенал», завод им. Карла Либкнехта), а также близость к СИЗО Кресты. В совокупности заводы и следственный изолятор занимают площадь более 50 га.
Однако эти объекты расположены вдоль Арсенальной и Свердловской наб. Зона, непосредственно примыкающая к железнодорожным путям, занята хозяйственными стро­ениями РЖД и «Почты России» и сейчас напоминает кадры из социально значимых фильмов о жизни городской бедноты.
В ноябре 2009 года ОАО «Российские железные дороги» и NAI Becar объявили о планах по совместной реконструкции как самого вокзала, так и территорий вокруг него. Проект предполагается реализовать в три этапа: ремонт железнодорожных платформ, косметические работы в историческом здании вокзала, а также строительство офисной и торговой инфраструктуры на землях, освобожденных от железнодорожных путей (на территории 10 га должно появиться 350 тыс. м2 деловой недвижимости).
Оптимистичный эскиз
«В 2012 году начнется реализация самого масштабного этапа работы: строительство паркинга и автобусного вокзала для пригородного и для междугороднего автобусного сообщения. Рассматривается возможность строительства гостиницы и офисного центра», -- говорит президент NAI Becar Александр Шарапов. Он рассчитывает на ежегодный рост цен аренды и продажи недвижимости здесь в пределах 10%.
В рамках проекта реконструкции архитектурно-строительное бюро Intrecolomnium подготовило эскиз будущей застройки. Согласно эскизу, железнодорожные пути вместе с платформами перенесут на 100м в сторону Минеральной ул.
Место существующих платформ займет торговый молл (он будет пристроен к историческому фасаду вокзала). Под ним будут сквозной автомобильный проезд и автовокзал, а под железнодорожными путями -- паркинг. Территорию вдоль Михайловской ул. займут офисы, рассказал генеральный директор Intrecolomnium Евгений Подгорнов.
В ОАО «РЖД» эти оптимистичные планы комментируют осторожно: к декабрю 2011 года возведут навесы над пассажирской зоной и галереей. В здании, выходящем на Боткинскую ул., появятся торговые площади. Перенос железнодорожных путей и масштабное строительство в РЖД обсуждать отказались.
Две другие точки на карте города, которые смогут привлечь туристов, -- проекты Пулково-3 и Морского пассажирского порта. По словам Сергея Федорова, инфраструктура здесь будет развиваться «и без туристов». Это масштабные проекты, которые в любом случае нужны городу.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты